Мэг Джей «Важные годы». Цитаты о мозге.
В прошлой статье о книге Мэг Джей «Важные годы» я писал о том, что книга, рассчитанная на молодых, может быть интересна людям разных возрастов.
Сегодня хочу проиллюстрировать эту мысль отдельными цитатами из этой интересной книги.
Меня давно интересует вопрос о том, как человеческий мозг воспринимает и перерабатывает получаемую информацию.
В свое время я писал применительно к статьям-историям о моторной зоне, «аналитическом процессоре», который обрабатывает только звуковые и визуальные сигналы (левое полушарие), и о сенсорной зоне, которая отвечает за афферентное, чувствительное восприятие информации.
Не будучи специалистом, я разумеется, понимаю эти вещи упрощенно (если не сказать: примитивно), но тем, кому приходится выступать публично или писать тексты полезно иметь об этом хотя бы самые общие представления.
В книге Мэг Джей «Важные годы» я нашел новые сведения по этой занимательной теме. Привожу отрывки из 11 главы.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ
В 70-х годах ХХ века созданы технологии магнитно-резонансной томографии (МРТ), а затем и функциональной магнитно-резонансной томографии (МФРТ), которые дали возможность врачам изучать работу мозга в живом организме. Целый ряд новых технологий позволяет измерять активность мозга у детей и взрослых, благодаря чему ученые могут лучше понять, как он работает.
Теперь мы знаем, что головной мозг развивается снизу вверх и от заднего участка к переднему. Этот порядок отображает эволюционный возраст различных участков мозга. Самые древние участки (те, которые были даже у наших древних предков и есть у животных) развиваются в первую очередь и находятся у основания головного мозга, возле позвоночника. Они отвечают за дыхание, восприятие посредством органов чувств, эмоции, половое влечение, удовольствие, сон, голод и жажду.
Это те участки мозга, которые мы обозначаем термином «эмоциональный мозг».
Лобная доля находится в передней части головного мозга. Это его самый молодой участок, сформировавшийся у людей в процессе эволюции; этот же участок формируется последним у каждого человека. Лобная доля, получившая название «центр исполнительного функционирования» и «очаг цивилизованности», отвечает за мышление и суждения. Именно здесь рациональное мышление уравновешивает и регулирует чувства и порывы, которые генерирует эмоциональный мозг.
Поскольку лобная доля головного мозга обрабатывает также информацию о вероятности и времени, именно она отвечает за то, как мы справляемся с неопределенностью. Она позволяет нам думать не только о настоящем, но и о будущем. Именно здесь мы успокаиваем свои эмоции на достаточно долгий период, чтобы предвидеть вероятные последствия наших поступков и составить соответствующий план действий на завтра, даже если результат не установлен, а будущее неизвестно. Лобная доля головного мозга — это участок мозга, в котором протекает процесс опережающего мышления.
Благодаря сканограммам головного мозга мы знаем, что формирование лобной доли заканчивается в возрасте от двадцати до тридцати лет. В двадцать с лишним лет ищущий удовольствий эмоциональный мозг готов уйти на покой, тогда как лобная доля мозга, отвечающая за опережающее мышление, все еще находится в стадии формирования.
Для того чтобы успешно справляться с учебой, нужно уметь решать задачи, у которых есть правильные ответы и четкие сроки решения. Однако для того чтобы быть взрослым человеком, способным мыслить с опережением, необходимо уметь думать и действовать даже (и особенно) в условиях неопределенности.
Лобная доля не позволяет нам спокойно решать задачу о том, чем именно нам стоит заняться в жизни. Проблемы, с которыми сталкиваются взрослые люди (какую работу выбрать, где жить, с кем строить личные отношения или когда создавать семью), не имеют единственно правильного решения.
Лобная доля — это тот участок мозга, который позволяет нам выйти за рамки бесполезных поисков черно-белых решений и научиться относиться терпимо к различным оттенкам серого — и действовать соответственно.
Упреждающее мышление не приходит с возрастом. Оно развивается в процессе практики и по мере накопления опыта. Именно поэтому некоторые юноши и девушки двадцати двух лет — это владеющие собой, ориентированные на будущее молодые люди, которые знают, чего хотят, и не боятся смотреть в лицо неизвестности, тогда как мозг некоторых людей тридцати четырех лет все еще функционирует по-другому.
Поскольку между двадцатью и тридцатью годами последний критический период развития мозга достигает кульминации, этот возраст, как сказал один психолог, — время «большого риска и больших возможностей».
Безусловно, после тридцати мозг остается пластичным, но он больше никогда не предложит нам такого огромного количества новых нейронных связей. Мы больше никогда не сможем изучать что-то новое так быстро. Нам больше никогда не будет так легко стать теми, кем мы надеемся стать. Следовательно, бездействие в этот период очень опасно.
В полном соответствии с принципом «используй или потеряешь» те новые нейронные связи в лобной доле головного мозга, которые мы задействуем, сохраняются и активизируются, а те, которые остаются неиспользованными, просто отсекаются.
Мы становимся тем, что видим, слышим и делаем каждый день. Мы не можем стать тем, чего не видим, не слышим и не делаем ежедневно. В нейронауке этот феномен известен под названием «выживание самых активных».
Молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет, которые эффективно используют свой мозг, занимаясь работой и поддерживая настоящие отношения, осваивают язык взрослой жизни именно тогда, когда их мозг готов к этому.
Молодые люди двадцати с лишним лет, неэффективно использующие свой мозг, становятся тридцатилетними взрослыми людьми, которые чувствуют себя несостоявшимися в профессиональном и личном плане. Такие люди просто упускают возможность достойно прожить оставшуюся часть жизни.
Это очень легко — позволить неопределенности взять над собой верх, затаиться где-то в городской толпе или в родительском доме и ждать, пока наш мозг созреет сам по себе и мы каким-то образом получим правильные ответы на все те вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
Но наш мозг устроен совсем не так. И жизнь устроена не так. Кроме того, даже если бы наш разум мог подождать, любовь и работа ждать не могут.
Возраст от двадцати до тридцати лет — действительно самый подходящий этап для активных действий. Именно от этого зависит наша способность мыслить с опережением в период неопределенности.
ХХХ
Не хотелось бы напугать читателя излишней «научностью» книги Мэг Джей «Важные годы». Большая часть книги состоит из примеров из практики клинического психолога и рассказывает живые истории ее клиентов.
Мне этот материал показался познавательным в частности и потому, что позволяет лучше понять образ мысли молодых людей, которые составляют значительную часть любой целевой аудитории в Интернете.
Увлекательного и полезного всем общения в блогосфере Рунета!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями,
Александр Логинов
P.S. А Вам интересен процесс переработки информации нашим мозгом, уважаемый читатель, или Вы считаете эти сведения ненужными?
Поделитесь своими мыслями в комментариях!
Если Вам понравился этот пост, поделитесь им со своими друзьями: кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!
Остаётся пояснить, что значит «эффективно использовать свой мозг»?
В контексте высказываний Мэг Джей — это, по-видимому, загружать его работой. Какой-никакой…