Новости

Вера Лотар-Шевченко — судьба пианистки. Мемуаринки 004.

 СУДЬБА.  ЛЮБОВЬ. МУЗЫКА

 Здравствуйте,  друзья!

Сегодня героиня  рубрики«Живая история» — замечательная  французская пианистка Вера Лотар-Шевченко с   её трагической судьбой в СССР.

Затеяв запись  своих мемуаринок, я намеревался делиться с вами только веселыми историями, забавными случаями, приятными воспоминаниями.

На деле все оказалось несколько сложнее.

Человеческая память – штука сложная. Ею не так просто управлять, ей нельзя просто так взять и  приказать: — Лечь, отжаться!

 

Наша бытовая и историческая память

Сегодняшние мои воспоминания нельзя отнести к разряду занимательных и  развлекательных. В то же время, это не пессимистическая история, не безысходная драма, не удручающая повесть о несчастном человеке.

Если пытаться отнести ее к какому-нибудь привычному для нас жанру, то я бы назвал ее оптимистической трагедией с относительно счастливым финалом.

Я хочу вам сегодня поведать историю судьбы замечательного человека, прекрасного музыканта,  великой пианистки.

Я не был даже  знаком с героиней моего повествования. Но одна мимолетная встреча и последовавшие за ней драматические события оставили глубокий след в моей памяти.

Может быть, вам доводилось слышать это имя:  Вера Лотар-Шевченко.

Француженка Вера Лотар-Шевченко в Барнауле

Середина 60-х годов прошлого века. Я заканчиваю обучение в Барнаульском строительном техникуме.

Это хорошее учебное заведение. В те годы – одно из лучших не только в городе, но и, может быть, в стране. Не буду сейчас отвлекаться на аргументацию такого смелого заявления, отмечу другое.

Техникум был одним из популярных учебных заведений города. Он  располагался в центре города, в хорошем здании, построенном в стиле социалистического классицизма – высокое крыльцо, колонны, фигурные карнизы, другие элементы «архитектурных излишеств».

Но главное было не в  архитектуре. Свою историю техникум отсчитывает с начала 40-х годов, когда с началом Великой Отечественной войны наряду с крупными промышленными предприятиями в Барнаул был эвакуирован Ленинградский строительный техникум.

Мы учились по учебникам, на которых стояли штемпельные отметки «ЛСТ», мы еще застали преподавателей, приехавших из Ленинграда, мы учились по программам, разработанным в Северной столице.

В нашем техникуме постоянно проявлялись рудименты столичного происхождения.

Это и картины известных художников на стенах (конечно же, копии, но в хорошем исполнении), это и стол для настольного тенниса шведского довоенного производства, это какие-то скульптуры в библиотеке, на которые мы не обращали внимания.

Вы, вероятно, уже догадались, что речь о раритетах я завел не случайно.

Одним из предметов, как бы случайно оказавшимся в нашем здании, был рояль. Он размещался на сцене  актового зала. Помнится, он также был «не нашенского» производства. Был ли это Стейнвей, или Вебер, сказать не могу.

Чтобы погрузиьться вместе со мной в эту  живую историю, напрягите  свое воображение и представьте себе состояние музыкального инструмента, который десятилетия пылится на сцене этого учебного заведения, в котором никто (!) не играет на фортепьяно!

На рояле можно было отстучать чечетку, пробежаться кулаками по клавишам, на крышке нарезать колбасу (которой, к слову сказать, мы тогда не видывали)…

Время от времени, в зале проводились концерты профессиональных артистов разных жанров.

И вот однажды было объявлено о концерте фортепьянной музыки. Исходя из «популярности» этого жанра среди учащихся, больше половины из которых были ребятами из сельских районов, «явку на концерт» обеспечивали преподаватели.

Я был одним из немногих среди моих товарищей, кто кое-что знал о классической инструментальной музыке и имел некоторые предпочтения из числа популярных произведений.

Я  пришел на концерт заранее и только поэтому был привлечен к  перетаскиванию и установке  рояля, поиску более удобного стула и другим мелочам.

А также  имел возможность  вблизи рассмотреть  пианистку – немолодую суровую женщину с усталым взглядом.

Концерт начался с представления исполнительницы  —  солистка Алтайской краевой филармонии Вера Лотар-Шевченко.

В концерте были исполнены несколько очень сложных в  техническом плане произведений. Как я уже сказал, публика была совершенно не готова к восприятию такой музыки. И вела себя соответственно.

Пианистка никак не реагировала ни на шум в зале,  ни на смешки,  ни на разговоры. Более того, по завершению концерта она поблагодарила слушателей и извинилась за неточное исполнение классических произведений из-за плохой настроенности рояля.

Живая история великой пианистки Веры Лотар-Шевченко

Я тогда не знал, что этот случай  станет одним из самых памятных уроков живой истории, которые я получил в своей жизни.

Может быть, этот концерт и не сохранился  бы в моей памяти, если бы через несколько месяцев в газете «Комсомольская правда» не появилась статья С.Соловейчика «Пианистка».

Вся страна узнала об удивительной судьбе Веры Лотар-Шевченко.

Перескажу ее вкратце.

Дочь француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар училась в Париже у Альфреда Корто, затем в  Венской академии музыки.

В 12 лет дебютировала с оркестром под руководством великого Артуро Тосканини.  

Будучи  уже известной пианисткой,  дававшей сольные концерты во многих странах мира, вышла замуж за Владимира Шевченко.

В некоторых источниках его называют сотрудником торгового представительства СССР во Франции,  в других — эмигрантом-антифашистом.

В 1937 году супруги с детьми переехали в Советский Союз.

Вначале Вера была встречена настороженно, но при поддержке известной пианистки Марии Юдиной получила таки возможность выступить в Ленинграде и Москве.

Вскоре Владимир Шевченко по доносу был арестован.  Вера отправилась в НКВД и в беседе с крупным начальником эмоционально высказала свое мнение по поводу случившегося.

Тут же была арестована.

Отбыла 13 лет заключения в ГУЛаге. Муж ее умер в заключении. Во время войны под бомбежкой погибли их дети.

В заключении товарищи по бараку вырезали ей  на нарах фортепианную клавиатуру и она долгие годы  «играла» на ней (т.е. на неструганой деревяшке с изображением клавиатуры!) по памяти сложнейшие произведения.

После освобождения из ГУЛага  почти  10 лет перебивалась случайными подработками:   уборщицей, помощником преподавателя в музыкальной школе, концертмейстером в драматическом театре в  Нижнем Тагиле, солисткой Свердловской и Алтайской филармоний.

В 1966 году  после выхода упомянутой статьи с С. Соловейчика ,  о Вере Лотар-Шевченко заговорили повсеместно.

Вскоре ее  пригласили в Новосибирский Академгородок. Решением Президиума Сибирского отделения Академии наук ей была предоставлена квартира и работа в Доме культуры.

Как произошло это счастливое переселение в Академгородок – отдельная история. Интересующихся подробностями могу отослать к статье М.Качана «Приглашение пианистки В.А.Лотар-Шевченко в Академгородок».

Она прожила больше 80 лет, не прекращая играть. Постоянно  давала концерты  в Москве и Ленинграде, Новосибирске и  Одессе, Омске и Свердловске.

Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке.

На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.»
С 2006 года в Новосибирске проводится Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.

Судьба пианистки  легла в сюжетную основу фильма  «Руфь» режиссёра Валерия Ахадова (1989),  в котором главную роль сыграла великая французская актриса Анни Жирардо.

Размышления об истории Веры Лотар-Шевченко

Все эти годы я нередко вспоминаю эту удивительную женщину.

Размышляю о ее удивительной  судьбе. В жизни каждого, бывают минуты, когда  нам кажется, что жизнь не удалась, что все в прошлом, что начинать новое уже поздно.

Вспомните в такую минуту судьбу Веры Лотар-Шевченко!

Тринадцать лет каторжных работ в ГУЛаге.

Тринадцать лет не видеть музыкального инструмента.

Потом еще годы  перебиваться  на вторых ролях в провинциальных  учебных заведениях и филармониях, играя от случая к случаю,  в случайных местах, для случайной публики.

И после этого (в 65 лет!!!) начать новую активную творческую карьеру.

И  так много  успеть!

Меня эта  история вдохновляет!

Увлекательного и полезного Вам общения в сети!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о уроке живой истории. Доводилось ли вам раньше слышать об этой замечательной пианистке, о ее удивительной судьбе?

P.S.P.  Буду очень благодарен вам, уважаемые читатели, если вы выскажете свое суждение об этой моей рубрике «Мемуаринки».

Спасибо!

 Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

8 Комментариев к “Вера Лотар-Шевченко — судьба пианистки. Мемуаринки 004.”

  1. Георгий:

    Уважаемый Александр!
    Спасибо за воспоминание о Вере Августовне (Vera Lautard)!

    Я учился у В.А. фортепиано в подростковом возрасте в Нижнем Тагиле.
    Именно там она восстановила технику и с репертуарным листом в 200 «крупных форм» поступила солисткой в Свердловскую филармонию.

    Много можно сказать о её феноменальной памяти и работоспособности (играла столько, что выступала кровь из под ногтей её послелагерных рук).

    В Вашем описании есть ряд неточностей, но этим грешат и те источники, которые Вам доступны.
    Я готовлю материалы для выкладывания их в ЖЖ. Из рассказа, с Вашего позволения, возможно воспользуюсь цитатами. Практически всё, что в Сети есть о В.А. Лотар на всех языках, — у меня в архивах, в том числе и вести из Барнаула.

    Сценка с концертом Лотар в техникуме — типичная картина, привычная для Веры Августовны на протяжении многих лет. Провинция, посёлки, ужасные инструменты. Вечная тень ГУЛАГа. Выключенность из обоймы культуртрегерских «штатных» носителей пианистического искусства в народ. И пианистическая школа из Европы начала века, непонятная, незнакомая как для «профессуры», так и для ничтожного слоя действительных любителей классического фортепиано. «Что такое «трафтовка»?» — спрашивала Вера Лотар, не понимая, что от неё требуют «правильного трактования» классики.

    Многое ещё неизвестно о Вере Августовне. Вот, обнаружил, что в молодые годы в Италии она была поневоле в атмосфере футуризма, коснувшегося всех областей, не миновав и музыку. Наши быстро схлынувшие подражатели (Маяковский с намалёванной мордой в Киеве и со своей знаменитой жёлтой кофтой, имажинисты, ничевоки, будетляне) — совремнники молодой Lautard ;))

    Всего наилучшего, Георг. Георг.

    • Уважаемый Георгий!
      Мне очень приятно, что моя скромная заметка нашла такого читателя!
      Откровенно говоря, я на это не рассчитывал. Я считал, что если мне удастся заинтересовать хотя бы несколько человек из нынешнего поколения поискать информацию о Вере Августовне и задуматься о её судьбе, о судьбе музыканта, о своей судьбе, наконец, то мой труд не пропадет понапрасну.

      Ваш отзыв — нежданный подарок.
      Спасибо!

      Буду рад познакомиться с Вашими воспоминаниями о Вере Августовне!

      • Aliona:

        Нашла Ваш материал, как раз наоборот — уже прочитав о судьбе Веры Лотар. Боже мой, это еще одна искалеченная системой жизнь великого талантливого человека… Как здорово, что она осталась жива, что смогла вернуться в музыку.. Еще раз, ненавижу тех, кто сотворили это с нею..

        • Понимаю Ваши чувства, Aliona.
          Но сам я стараюсь меньше думать о негативе, не впускать в сердце ненависть.
          Давайте лучше восторгаться такими людьми, как Вера Августовна…
          Спасибо за комментари!

  2. Наталья Барткова:

    Спасибо, что на Вашем блоге существует такая рубрика Ваших воспоминаний.. Спасибо за рассказ о пианистке. Рядом с нами жили и живут удивительное люди. а мы не знаем.. А знать необходимо!

    Спасибо Вам за Ваши воспоминания.

  3. ТАТЬЯНА:

    О ВЕРЕ ЛОТАР — ШЕВЧЕНКО Я УСЛЫШАЛА ВПЕРВЫЕ В 2006 ГОДУ НА ОТКРЫТИИ КОНКУРСА ЕЕ ИМЕНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ. СЛУШАЯ ЗАПИСИ В ЕЕ ИСПОЛНЕНИИ Я УСЛЫШАЛА ОЧЕНЬ СИЛЬНУЮ, МУЖСКУЮ ИГРУ! КАК ЖАЛЬ, ЧТО Я НЕ ЗНАЮ, ЕСТЬ ЛИ ЕЕ ВОСПОМИНАНИЯ. НАВЕРНОЕ, НЕТ. СТРАШНАЯ МАШИНА — ГУЛАГ! ОЧЕНЬ СЛОЖНО ОПИСАТЬ СВОИ ЧУВСТВА,КОГДА Я УЗНАЛА О ВЕРЕ ЛОТАР! ТАЛАНТЛИВОЙ ПИАНИСТКИ ИЗ БОГАТОЙ ФРАНЦУСКОЙ СЕМЬИ. КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ ВЕРНУТЬ ЕЕ НА РОДИНУ, НО ПО ВОСПОМИНАНИЯМ, ОНА РЕШИЛА ОСТАТЬСЯ С ТЕМИ И ТАМ, КТО ПОМОГ ЕЙ ВЫЖИТЬ! ИЗВИНИТЕ ЗА НЕТОЧНОСТИ.

  4. Согласен, Татьяна, что это редкий талант, редкая судьба.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.