Новости

Конверсия «оборонки» в СССР. Мемуаринки 006

В живой истории нашей страны  полно курьезных случаев. Забавные ситуации случаются даже в самых серьезных делах.

Я стараюсь в своих «Мемуаринках» рассказывать, прежде всего, о таких забавных случаях.

Один из них  произошел с  моим давним товарищем. Дело было в период так называемой «перестройки и гласности».

Исторический фон международного сотрудничества

Мой знакомый  работал директором крупного оборонного  завода. Предприятие было серьезным, закрытым, секретным. Попасть на это производство обычному человеку было невозможно.

Каждый потенциальный работник, даже если он устраивался на работу рядовым слесарем,  в течение долгого времени проходил проверку  через КГБ.

Ему приходилось заполнять многочисленные  анкеты, перечислять в них своих дальних и близких родственников,  с указанием их судимостей, поездок за границу, пребывания в плену, проживания на временно оккупированных врагом территориях и т.д.

В конце в конце 80-х годов   стали происходить невероятные в прежней истории подобных предприятий события. Политбюро ЦК КПСС  и Совет  Министров СССР приняли решение о проведении конверсии  ВПК.

По замыслу  авторов это масштабного проекта, намечалось организовать на предприятиях, выпускающих продукцию военного назначения, производство товаров широкого потребления для народа.

Основания для такого решения были.

Во-первых, на оборонных предприятиях был сосредоточен лучший инженерный и кадровый потенциал, они были оснащены самым лучшим оборудованием.

Во-вторых, денег в казне для дальнейшей гонки вооружений  не было, а с потенциальными противниками начали складываться (как бы) более конструктивные отношения.

В-третьих,  потребительский рынок страны испытывал острую нехватку самого необходимого  для жизни людей:  бытовой техники, посуды, мебели, различного инвентаря и так далее.

Однако скоро выяснилось, что приспособить оборонные предприятия на выпуск кофемолок, соковыжималок и электробритв совсем не так просто.

Появился даже такой анекдот из живой истории конверсии.

Суровому челябинскому предприятию  предложили организовать выпуск газонокосилки. После изучения технических и организационных вопросов, руководство завода доложило министерству:
«Мы готовы вместо танка производить газонокосилку. Но за те же деньги!»

Когда картина с возможностями оборонных предприятий прояснилась, то было принято новое эпохальное решение:  привлечь в этот проект иностранные технологии. Западные страны с готовностью предложили свою помощь.

И тут началось!

На предприятия оборонного комплекса устремились  десятки «потенциальных инвесторов», готовых после изучения обстановки предложить льготные условия для поставки оборудования.

Живая история одного сотрудничества

Руководителям «оборонки» были даны указания по приему  делегаций и ознакомлению их с производством.

Прием иностранных гостей осуществлялся  согласно указаниям руководящих органов,  в соответствии со специально разработанными инструкциями, ну и – в традициях русского гостеприимства!

— Как-то раз, — рассказывал мне директор, — принимали мы солидную делегацию из ФРГ. С немецкой дотошностью гости ходили по цехам, задавали вопросы, пытались понять технические детали. Работали с ними закрепленные приказом директора специалисты.

— Когда программа визита подошла к завершению, собрались для последнего разговора у директора. Как водится — за накрытым столом.

— Шел оживленный обмен мнениями, впечатлениями. Гости высоко отзывались об организации производства, о квалификации инженеров и рабочих.

— Чтобы несколько развеять официальность последней встречи, я  обратился к руководителю немецкой делегации.

— «Скажите, пожалуйста, господин Шульц! После  нескольких дней  тесного общения с нашими специалистами вы, вероятно, научились изъясняться по-русски?»

— Дальнейший диалог с  немецким гостем удивил моего друга Вячеслава Григорьевича, а мне запомнился на всю жизнь!

— «О нет, господин директор!

— Для немцев русский язык очень труден. Другая структура речи, другое построение предложений, другая фонетика. За все эти дни мне удалось запомнить только пару наиболее распространенных слов русского языка!»

— «Интересно, какие же это слова, самые по вашему мнению, распространенные в нашем языке?»

— «По чуть-чуть» и «на посошок!»

Справедливости ради, следует сказать, что это предприятие, как и сотни других военных производств, в конце концов освоило выпуск нужных для населения товаров.

Но уже в другая история. И без помощи иностранных «инвесторов».

Увлекательного и полезного вам общения в сети.

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S.  Мне порой кажется, что уроки живой истории нами не усвоены, и что подобное отношение к международному сотрудничеству передалось по наследству от советских к российским предприятиям и предпринимателям.

А как вы думаете?

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 комментария к “Конверсия «оборонки» в СССР. Мемуаринки 006”

  1. Ох уж эти иностранцы. Столько времени провести на предприятии, прослушать такой объем информации и запомнить только два слова.

    Далеко этим западным товарищам до понимания русского быта и русской души

    Отличный материал, Александр. Спасибо!

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.