Новости

Мы не рабы, рабы не мы?

raby

«Мы не рабы, рабы не мы» — фраза из моего далекого пионерского детства невольно припомнилась мне недавно после прочтения двух разных рецензий на два разных произведения, посвященные двум разным эпохам: Древнему Риму и  периоду Гражданской войны в США.

Что в этих произведениях общего и почему это актуально для нас — здесь и сейчас?

Рабы Древнего Рима и современный персонал

«Как управлять рабами».  8 советов от античного «топ-менеджера». Вы не поверите, но это работает и сегодня!» — так называется статья Томаса Рибокаса на портале «Профессионалы.ру».

В статье приводятся выдержки из  книги «Как управлять рабами», написанной преподавателем Кембриджского университета и доктором наук Джерри Тонером как бы от  имени римского аристократа Марка Сидония Фалкса.

Не буду цитировать выдержки из статьи Т.Робокаса, поскольку мне попалось еще несколько статей-рецензий на книгу, слово в слово повторяющие одни и те же советы. Кто у кого скопипастил, понять трудно.

Пришлось просмотреть сам первоисточник, и, опять-таки не понял, каким образом авторы рецензий  выцедили эти самые 8 советов «топ-менеджера» из оригинала.

Если читать книгу Джерри Тонера (и его «соавтора» Марка Сидония Фалкса), то можно и 8 советов «античного топ-менеджера» отыскать, и 28…

Впрочем, к содержанию самой книги это отношения не имеет. Книга написана хорошим языком и очень познавательна. После каждой главы Джерри Тонер приводит ссылки на древнеримские трактаты, которые позволяют ему подобную вольность — вещать от имени Марка Сидония Фалкса.

В контексте моего повествования выделю главную мысль книги.

«Управление другими людьми всегда предполагает поиск решений извечных проблем: оценка работников в условиях ограниченной информации, мотивация их, поощрение, поддержание дисциплины и наложение взысканий и, наконец, способы расстаться с ними.

Как бы мы ни стремились замаскировать суровые реалии наемного труда пышной риторикой взаимного сотрудничества и дружеских отношений в условиях «работы в одной команде», нам будет полезно прислушаться к прямолинейно-честным высказываниям древних римлян. В те времена каждый ясно сознавал свое место, пусть даже иногда, как ни ужасно, место в очереди на казнь».

И еще.  В предисловию к русскому изданию Джерри Тонер называет вещи своими именами.

«Я также ожидаю, что российская читающая публика сумеет по достоинству оценить те качества, которые присущи Марку Сидонию Фалксу.

Это решительный администратор, которому не свойственны слабости сегодняшних западных руководителей. Он хорошо понимает, что надо делать, чтобы подчиненные его уважали, как поддерживать порядок в доме и в хозяйстве.

Если для достижения этих целей придется с кем-то обойтись жестко, ну что ж – такова суровая жизненная необходимость.»

Ограничусь этими цитатами. Если  опустить «пышную риторику взаимного сотрудничества и дружеских отношений»,  то современный интернациональный менеджмент  вполне себе позволяет рассматривать подчиненный персонал в качестве преемников древнеримских рабов.

И российская почва очень даже органично создает предпосылки для того, чтобы «быть в тренде».

Российские традиции и управление рабами

Как я уже отметил в начале статьи, взяться за перо меня побудили 2 рецензии. Об одной я уже сказал.

Что за вторая рецензия?

Известный экономист Андрей Мовчан в статье «Кто и зачем защищает вредные российские законы» тоже обращается к теме рабов. Он это делает a форме «рекламы» фильма «Джанго освобожденный», снятого Квентином Тарантино еще в 2012 году.

Рецензенты и критики фильма усматривают несколько слоев, актуальных для американского общества. Андрей Мовчан  обращает свой взор на один из них.

«Основной дифференциацией рабов африканского происхождения в США 19го века было подразделение на «домашних рабов» и «полевых рабов».

Это разделение означало не столько вид занятости раба, сколько его ментальность». Стивен, старый раб и слуга главного отрицательного персонажа фильма Кэлвина Кэнди, является классическим примером домашнего раба. Он не просто лоялен к господину, он любит господина; он не просто принимает рабство, он разделяет его «ценности».

Его отношение к белым господам полностью соответствует их желаниям (сочетание полной покорности и любви с умеренной долей панибратства и даже шутовства), а его отношение к черным рабам – это не только презрение, копирующее отношение белых господ, но и жестокость, и ненависть к тем немногим, кто осмеливается выпадать из устоявшейся картины мира (типа Джанго, освобожденного раба, который едет на лошади, что рабам не позволяется).

«Наша проблема – слишком большой процент «домашних рабов» в обществе (на то видимо есть исторические причины, но сейчас не об этом)» — делает вывод Андрей Мовчан.

Тех, кто в ответ на предложение улучшить законы говорит: «нечего жаловаться, сами дураки что не приспособились»; кто поучает других, что обмануть, подделать, дать взятку – норма поведения; кто свято верит в Хозяина и требует прекратить критиковать «Нашу Страну» потому что «настоящий патриот любит Родину»; кто злорадно хихикает, когда кого-то посадили или изгнали (неважно – он из полевых рабов или из вчерашних господ); кто ищет врага среди тех, среди кого его искать безопасно (и указано свыше) – будь то геи, католики, мигранты, европейцы, США или бизнесмены; кто сакрализирует «устои и скрепы», правила и положения, кто считает, что «правильный миф» полезнее правды.

Вот такая оценка общества от известного экономиста…

Актуальны ли для нас советы Чехова?

Антон Чехов в известном  из письме А.С.Суворину от 7 января 1889 г. советовал написать рассказ о том, ка молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он,  проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…

Мы с Вами, уважаемый читатель, живем в непростое для нашей страны время.

Действительно, суровые реалии повседневности побуждают нас меньше высовываться, стараться быть «как все», пережить кризисные времена, а уж потом… выдавливать из себя что-то!

Как будет развиваться наше общество в ближайшие годы?

Вопрос не риторический.

Для тех, кто занимается бизнесом и инфобизнесом важнейшим делом является задача нарисовать портрет своей целевой аудитории, своего потенциального клиента.

Причем, . одним из самых распространенных советов от многочисленных гуру звучит так: «Будь в тренде!»

Так ли уж плохо для развития страны большой процент «домашних рабов»?

А что Вы думаете об этом, читатель?

Увлекательного и полезного  Вам общения в блогосфере Рунета!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S. Уважаемый читатель! Буду благодарен за Ваши отзывы и комментарии на мои статьи-интервью с директорами промышленных предприятий, которые я  публикую в рамках своего проекта «Рецепты Бизнес-лекаря».

P.P.S. Если у вас есть вопросы, связанные бизнесом, саморазвитием, личностным ростом, ораторским мастерством, консалтингом, инфобизнесом — приглашаю записаться на мою бесплатную консультацию на личной встрече или через Skype

по этой ссылке — бесплатные консультации Бизнес-лекаря! 

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.