Новости

Алтайский шинный сегодня и завтра

DSC01834

Алтайский шинный комбинат — самое крупное промышленное предприятие Барнаула.

Продолжаю публикацию интервью с руководителями промышленных предприятий Алтайского края об экономических и организационных проблемах развития в условиях кризиса.

Игорь Александрович Канаков – управляющий директор АО ПО «Алтайский шинный комбинат».

Как и многие промышленные предприятия страны «Алтайский шинный комбинат» пережил после развала СССР нелегкие времена.

Потерпел банкротство специально построенный рядом сажевый завод (Завод технического углерода), нарушились технологические связи, на рынке появились иностранные конкуренты.

Алтайский шинный комбинат перевооружается

Новый этап в развитии предприятия начался несколько лет назад, когда собственниками АШК  стали новые инвесторы.

Игорь Александрович подчеркивает, что это нечастый в наши дни случай, когда инвестор демонстрирует подлинный патриотизм, стремление создать конкурентоспособное на рынке отечественное производство.

С 2010 года реализуется программа технического перевооружения. В модернизацию производственных мощностей вложено уже около 1,2 млрд. руб.

Сегодня комбинат является одним из крупнейших в России производителем шин для любых типов автомобилей: грузовых (Урал, МАЗ, КамАЗ, ЗиЛ), сельскохозяйственной и легковой техники, коммерческих автомобилей малой грузоподъемности и т.д., а также авиационной техники.

Поставки осуществляются во все регионы РФ, в страны Азии и Европы.

В числе зарубежных потребителей алтайских шин —  Монголия, Индия, Мозамбик, Афганистан, Иран, Сирия, ОАЭ, Румыния, Эфиопия, Гвинея, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Латвия, Литва и др.

Алтайский шинный комбинат на конкурентном рынке

Шинный рынок в России  — очень динамичная о конкурентная среда. Статистика показывает, что 3 последних года шло падение продаж.

Причем, если  продажи новых машин, по сравнению с результатами рекордного 2012 года, упали более чем вдвое, то спрос на покрышки просел только на треть.

Помимо отечественных производителей, значительную часть рынка занимают зарубежные поставщики. Причем ряд крупных фирм создают в России свои производства.

Компания Continental запустила производство в Калуге, компания Bridgestone ведет строительства завода в Ульяновской области, Nokian Tyres собирается инвестировать в 2017 году €83 млн в свой завод во Всеволожске.

АО ПО «Алтайский шинный комбинат» успешно конкурирует как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Последние три года рост производства шин составлял порядка 30%.

Примерно четверть продукции идет на экспорт.

Дилерская сеть предприятия охватывает практически всю территорию России. В ней занято около 1000  человек.

Основным фактором конкурентоспособности является постоянная работа над качеством шин.

А это сложный технологический процесс. Непрерывный цикл химического производства требует высокого профессионализма и ответственности.

Я, к примеру, впервые увидел, как производится шина. Это склеивание 32 слоев резины с армированием кордом!

— И все же, помимо качества продукции нужны были еще какие-то секреты выживания? – спрашиваю я Игоря Канакова.

Алтайский шинный комбинат – игра не по правилам

Если выделить главный секрет успеха, то это собственная стратегия, отличающаяся от принятых стандартов.

Известен экономический закон, гласящий, что на конкурентном рынке нужно повышать качество и снижать себестоимость.

Чаще всего для снижения затрат производители идут на сокращение ассортимента выпускаемой продукции.

Алтайские шинники пошли иным путем.

К началу реализации проекта  модернизации предприятие производило 12 видов шин. В течение нескольких лет ассортимент продукции увеличился в 10 раз!

— Насколько обоснован был риск?

Безусловно, это было трудное стратегическое решение, — говорит Игорь Канаков. И родилось оно не в одночасье, а в ходе глубокого анализа рынка, просчета рисков и возможностей.

Оказалось, что значительная часть  дилеров работает мелкооптовыми партиями по широкому ассортименту.

Зачастую более широкая линейка продуктов является ключевым конкурентным преимуществом.

Не всегда удается загодя просчитать поведения потребителя. Порой приходится отказываться от каких-то видов выпускаемой продукции по разным причинам.

К примеру, шины для квадроциклов не оправдали ожидаемого спроса по причине снижения платежеспособного спроса на эти автомашины.

А достаточно качественные и недорогие шины  для внедорожников (off-road) не покупаются потому, что для владельцев автомобилей зачастую важна не цена, а бренд!

Алтайский шинный комбинат: путь к новому бренду

«Алтайский шинный комбинат» вступил в этап ребрендинга.

Для этого есть несколько обстоятельств,

Во-первых, позиционирование своей продукции на отечественном и зарубежных рынках требует более компактного и запоминающегося логотипа.

Во-вторых, представляются непроизводительными затраты на оплату собственникам лицензий на продукты, разработанные еще в советские времена, при том, что в эти изделия уже многократно вносились конструктивные изменения, радикально изменившие технологию их изготовления.

Изменить наименование более 100 видов изделий с соответствующими регистрациями и согласованиями – процесс нелегкий, трудоемкий и затратный.

Но решение принято и теперь продукция Алтайского шинного комбината будет выпускаться под бредом NORTEC.

Алтайский шинный комбинат: проблемы и перспективы

С какими проблемами приходится работать предприятию?

Проблем очень много.

В числе главных Игорь Канаков называет железнодорожные тарифы.

Барнаул находится в центре евразийского континента.  География поставщиков и потребителей обширна. Но основные точки получения сырья и реализации продукции — Дальний Восток и европейская часть страны.

Железнодорожные тарифы негативно отражаются на конкурентоспособности  продукции алтайских шинников.

Государство предоставляет льготы по железнодорожным перевозкам некоторым категориям производителей, например — производителям зерна. Но шинники в число льготируемых предприятий не входят.

В текущем году на себестоимость продукции комбината сильное влияние оказывает рост цен на каучук, выросшая без каких-либо объективных оснований на 60%.

А в себестоимости шины затраты на каучук составляют больше половины.

Ни цены на внешнем рынке, ни какие-либо другие факторы на рост цен на каучук не повлияли. Налицо картельный сговор производителей. Однако, антимонопольная служба ничего поделать не может.

Налоговая политика не стимулирует инвестиции. Речь о законодательной поддержке модернизации производственных мощностей ведется не один год, однако на практике ничего не делается.

Как и все руководители промышленности, Игорь Канаков сетует на чрезмерный объем всяческих контролеров, но мы понимаем, что это неизбежность нашего хозяйственного механизма…

Как и другие  предприятия, шинный комбинат не считает справедливым введение утилизационного сбора. Дополнительный побор в объеме 170 млн. руб. введен, однако вопросы утилизации не решаются.

При всех существующих проблемах Игорь Канаков с оптимизмом оценивает перспективы Алтайского шинного комбината.

Потенциал роста в объемах выпускаемой продукции он оценивает в 50%.

Реализация инвестиционного проекта стала возможной благодаря в том числе и поддержке региональных властей: из регионального бюджета субсидировалась часть банковской процентной ставки и часть налога на имущество. Это залог дальнейшего сотрудничества.

Шинники  ищут возможности кооперации с другими предприятиями региона. Прорабатывается вопрос об изготовлении на Барнаульском заводе механических прессов колесных дисков, что позволит предложить покупателю более комплексную продукцию.

В настоящее время Алтайский шинный комбинат занимает более трети рынка шин СНГ  для сельскохозяйственной техники. Учитывая, что такая техника поставляется во многие страны ближнего и дальнего зарубежья, эта очень перспективная ниша.

Алтайский шинный комбинат — хороший пример того, что и в условиях кризиса эффективная деятельность промышленного предприятия возможна.

Таким бы предприятиям да еще бы и ощутимую государственную поддержку!

Увлекательного и полезного Вам общения в блогосфере Рунета!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S. Если у вас есть вопросы, связанные бизнесом, саморазвитием, личностным ростом, ораторским мастерством, консалтингом, инфобизнесом — приглашаю записаться на мою бесплатную консультацию на личной встрече или через Skype

по этой ссылке — бесплатные консультации Бизнес-лекаря! 

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.