Новости

Женское счастье и служение искусству

женское_счастье_7

Женское счастье и служение искусству, так можно назвать эту историю.

Удивительная, фантасмагорическая и трагическая история пианистки Веры Лотар-Шевченко.


.
В ранней юности мне случайно довелось присутствовать на концерте не известной тогда отечественной публике пианистки – солистки Алтайской краевой филармонии Веры Лотар-Шевченко.

Под впечатлением её исполнения я стал постоянным слушателем филармонических концертов, а еще — с интересом следить за невероятной судьбой великой пианистки.

ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО — ПЕРВЫЙ ЭТАП — ФРАНЦИЯ

Дочь француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки.

В 12 лет дебютировала с симфоническим оркестром под руководством великого Артуро Тосканини.

Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, вышла замуж за Владимира Шевченко.

В некоторых источниках его называют сотрудником торгового представительства СССР во Франции, в других — эмигрантом-антифашистом.

В 1937 году супруги с детьми переехали в Советский Союз.

ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО – ВТОРОЙ ЭТАП — СССР

Для этого периода жизни пианистки очень подходит именно слово «этап».

В СССР Вера была встречена поначалу сдержанно – отношение к иностранцам было настороженное. Вскоре при поддержке известной пианистки Марии Юдиной она таки получила возможность выступить с концертами в Ленинграде и в Москве.

Как и следовало ожидать, вскоре Владимир Шевченко по доносу был арестован. Вера отправилась в НКВД и в беседе со следователем с большими погонами по-французски эмоционально высказала свое мнение по поводу ареста своего мужа.

Тут же была арестована.

Отбыла 13 лет заключения в ГУЛаге. Муж ее умер в лагерях. Во время войны под бомбежкой погибли их дети.

В лагерном бараке товарищи по заключению вырезали ей на нарах фортепианную клавиатуру. Она долгие 13 лет «играла» на ней (т.е. на не струганой деревяшке с рельефом клавиатуры!) по памяти сложнейшие произведения, в первую очередь своего любимого Баха.

После освобождения из ГУЛага Вера Августовна почти 10 лет перебивалась случайными подработками: уборщицей, помощником преподавателя в музыкальной школе, концертмейстером в драматическом театре в Нижнем Тагиле, солисткой Свердловской и Алтайской филармоний.

Мне довелось услышать её «шефский» концерт в актовом зале Барнаульского строительного техникума, где она играла для учащихся, совершенно не готовых к восприятию серьезной музыки.

Именно в Барнауле на одном из её концертов оказался московский журналист С.Соловейчик, который опубликовал в газете «Комсомольская правда» статью «Пианистка».

О Вере Лотар-Шевченко узнала вся страна.

ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО – ТРЕТИЙ ЭТАП – ПРИЗНАНИЕ

Это были времена хрущевской оттепели. Одним из центров свободомыслия был Новосибирский Академгородок.

Решением Президиума Сибирского отделения Академии наук Вере Августовне была предоставлена квартира в Академгородке и работа в Доме культуры.

Она прожила больше 80 лет, не прекращая играть. Постоянно давала концерты в Москве и Ленинграде, Новосибирске и Одессе, Омске и Свердловске.

Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке.

На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

С 2006 года сначала в Новосибирске, а затем Екатеринбурге проводится Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.

Судьба пианистки легла в сюжетную основу фильма «Руфь» режиссёра Валерия Ахадова (1989), в котором главную роль — Веры Лотар-Шевченко — сыграла великая французская актриса Анни Жирардо.

ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО КАК СИМВОЛ ОПТИМИЗМА

Все эти годы я нередко вспоминаю эту удивительную женщину.

Размышляю о ее удивительной судьбе.

В жизни каждого, бывают минуты, когда нам кажется, что жизнь не удалась, что все в прошлом, что начинать новое уже поздно.

Вспомните в такую минуту судьбу Веры Августовны Лотар-Шевченко!

13 лет каторжных работ в ГУЛаге.

13 лет не видеть музыкального инструмента.

Потом еще годы перебиваться на вторых ролях в провинциальных учебных заведениях и филармониях, играя от случая к случаю, в случайных местах, для случайной публики.

И после этого (в 65 лет!!!) начать новую активную творческую исполнительскую карьеру.

И так много успеть!

Меня эта история вдохновляет!

.

А вас?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.