Живая история: новый памятник Сеятелю в Барнауле
Живая история — это не только то, что происходило 100 или 10 лет назад. Живая история это то, что происходит сегодня.
В Барнауле на площади Октября открыт памятник Его Величеству Крестьянину — в честь крестьян-переселенцев времен столыпинской реформы.
Бронзовая скульптура изображает сеятеля в лаптях на фоне восходящего солнца.
Нельзя сказать, что общественность города это художественное произведение как-то особо впечатлило. Просто потому, что эту самую общественность никто и не спрашивал.
История создания памятника своеобразна.
Проект памятника не рассматривался ни на градостроительном, ни на художественном советах города. Отлили в Москве, привезли и поставили на радость барнаульцам.
Так сказать — «вписали страницу в историю Барнаула».
Власти поступили вполне демократично: все сделали так, как сказал главный демократ.
Инициатор проекта губернатор Александр Карлин на вопрос журналистов заявил, что документ о создании памятника подписан В.Путиным. Больше вопросов не было.
Вообще-то, исторических памятников в Барнауле маловато. К сожалению, мы не Одесса.
Вот только лично мне проявленное умиление живой историией лапотной Руси в данном контексте представляется спорным.
На мой взгляд, концепция памятника устарела морально лет эдак на 30.
Это в советские времена было принято все исторические события отражать исключительно с рабоче-крестьянских позиций.
Помните поэта Васиссуалия Лоханкина из «12 стульев» — певца «сермяжной правды», которая одновременно и посконная, и домотканая, и кондовая?
Припоминается история бурныхдискуссий конца 70-х годов, когда в Барнауле создавался памятник изобретателю паровой машины Ивану Ползунову. Тогда его хотели изобразить в виде мастерового в фартуке и с молотком в руках.
С большим трудом авторам проекта — скульптору И.Бродскому и архитектору А.Шимину, удалось убедить партийное начальство в том, что в XVIII веке создать первую в мире паровую машину мог только образованный человек, читавший труды М.В.Ломоносова, разбиравшийся в механике, в расчетах, в чертежах.
Поэтому И.Ползунов отлит из бронзы в парике екатерининских времен, в офицерском мундире капитан-поручика, лосинах и фигурных башмаках.
Впрочем, молодежь тогда не слишком задумывалась о живой истории своего города, об офицерских регалиях знаменитого изобретателя.
Вскоре его по свойски окрестили Ванечкой.
В те годы памятник И.Ползунову превратился в модное место для лирических свиданий. Это называлось тогда: «встретимся у Ванечки».
Не исключено, что и новый памятник может полюбиться горожанам, и скоро молодые люди будут назначать свои первые любовные свидания «под лаптями».
Кстати, площадь Октября, на которой установили памятник Сеятелю, по слухам собираются переименовать в Театральную.
В огороде бузина…
Таким вот образом, друзья мои, мы становимся живыми свидетелями истории.
Увлекательного и полезного Вам общения в сети!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями,
P.S. А как Вы считаете: следует ли проекты таких памятников подвергать общественному обсуждению? Есть ли практическая польза от громких дискуссий? Может быть, все-таки, начальству виднее?
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!
Не думал, не гадал я, как с трамвая лапти узрел. Были бы сапоги, можно ещё смириться, но лапти….?
Теперь, что делать с лаптями..? Это же позор. В сермяжной и крепостной России нет лаптей, а у нас в кабинетных землях его величества /Алтай/ теперь есть их крепостной позор.
Дело вкуса, конечно, Валерий.
Мне идея памятника тоже не очень, как Вы поняли из моей заметки.
Дело оно сделано, де- факто.
Главное — это понять, нужен ли такой памятник Барнаулу.
Теперь если я скажу, что с Алтая, то мне скажут, тот же новосибовец «новый сибиряк»….а лапоть…
Кемеровчане, те же в обиходе «камерунцы», параллель: черные — негры — шахтеры.
Во всех не обидных собирательных образах есть легкая ирония.
И это нормально …
До лаптей для нас было хорошо, мы просто «алтайцы», тоже легкая ирония от соседей, ведь мы не тюрки.
Удружили нам неплохо с верхних этажей власти…
Какому-то габровскому или одесскому безымянному персонажу, якобы сеятелю, вперив туда ещё и девочку — карлика.
Я бы не драматизировал ситуацию, Валерий!
Памятник нельзя назвать каким-то уродливым сооружением.
Суть моей заметки о том, что такие вещи в цивилизованном обществе принято обсуждать с участием художников, архитекторов, простых горожан, историков наконец!
Может быть тогда бы выяснилось, что на освоение новых земель отправлялись не бедняки в лаптях, а наиболее зажиточные крестьяне, которым хотелось больше земли, больше возможностей, больше свободы…
Но у нас просто делают городу «царский подарок», как бы с барского плеча.
Согласен с вами.
Обсуждать нужно со всеми жителями краевой столицы, кто болен этой проблемой — памятников и наследия будущим поколениям.
Люди все разные, кому-то из джипа абсолютно на лапти наплевать, люмпену тем более эта не проблема.
Только нашему многострадальному «болоту», как Ильич сказал, до всего есть дело. «Дело было в лаптях» — скажет позже прокурор.
Дальнейшее примерное развитие событий….это броски с ближней и дальней дистанции различных предметов …прямо по лаптям.
Лучше пусть бутылочные керенские сапоги на нем будут. Сразу видно было бы, что справный крестьянин, домовитый, а то предков с Нахаловки установили..
Надеюсь, Валерий, дело не дойдет до того, чтобы в памятник бросали всякие предметы.
Пройдет немного времени и мы привыкнем к нему.
Это так, поначалу отдельные мелочи раздражают. Хочется побрюзжать…
Давайте будем исходить из того, что новый памятник несопоставимо лучше того, что стоял на этом месте — немасштабныйЮ, некрасивый, поштукатуренный и помазанный кузбасслаком.
Как говорится: «Все к лучшему в этом лучшем из миров!»