Новости

Пушкин — это наше все. Мемуаринки 010.

МОЙ ПУШКИН

6 июня. Для истории России  это особый день.

Все мы помним слова Аполлона Григорьева: «Пушкин — это наше все».

Личность Пушкина, наследие Пушкина, жизнь  Пушкина — это не просто живая история, это наша сегодняшняя реальность.

 

Для меня А.С.Пушкин значит очень много. И я рад посвятить ему 10-й выпуск своих мемуаринок.

В истории России два святых: один — Пушкин, а другого все время меняют.

Социологи утверждают, что на вопрос: «Назовите домашнюю птицу», 85 % людей отвечают: «Курица». А на вопрос: «Русский поэт», 99,99% респондентов отвечают: «Пушкин».

Пушкин действительно является для нас олицетворением поэзии, олицетворением современного (!) русского языка.

К сожалению, далеко не все сегодня знают и понимают значение личности поэта для отечественной культуры.

Мне, в известном смысле повезло. Школьную программу литературы я изучал в школе и в техникуме.

И в том и в другом случае преподавателями литературы  были скучные люди, с формальными схемами преподавания, которые по определению не могли привить учащимся любовь к литературе.

Почему же тогда повезло?

Потому, что к Пушкину я пришел позже, имея уже некоторый жизненный опыт, какие-то представления о многом из того, чему следует учиться у гениального человека.

Я собирал все, что писалось о Пушкине — о его черновиках, о его рисунках, о его друзьях, о женщинах, которыми он увлекался.

Помню, в советское время мне потребовалось много лет для того, чтобы приобрести академическое собрание сочинений А.С.Пушкина.

Для тех, кто не интересовался этим поясню, что в академическое собрание сочинений включаются абсолютно все произведения автора, все его черновики и письма, его статьи и заметки,  а также все ему приписываемое.

По нашим сегодняшним понятиям  А.С.Пушкин не имел даже высшего образования. Царскосельский лицей – что это по нынешним  стандартам Министерства образования РФ: гимназия, колледж?

Но читая его прозу, его исторические произведения, не устаешь удивляться глубине его познаний в самых неожиданных предметах. Не говоря уж об истории и литературе.

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная

Скажем, как профессиональный экономист, как эксперт, как кандидат экономических наук, наконец,  я  удивляюсь его экономической просвещенностью.

Берусь утверждать, что одна из его характеристик Евгения Онегина не могла быть «сформулирована» путем вспоминания заученных уроков, а являлась отражением его знаний об экономических законах.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет и почему,

Не нужно золота ему,

Когда  простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Чтение — вот лучшее учение!

Мое увлечение Пушкиным насчитывает не одно десятилетие. Я могу наугад взять с полки любой томик  его сочинений и не отрываясь часами читать его прозу и поэзию, его неоконченные произведения, его черновики, его письма.

Мне всегда казалось, что лучшее написанное А.С.Пушкиным осталось незавершенным.

Как и многих, меня интересовала личность Петра Первого. Но из всего, что мне довелось прочесть о нем, ничто даже близко может соперничать с подготовительными текстами к истории  Петра Александра Пушкина.

Можно только представить себе сколько захватывающих произведений могло родиться из его исторических записей, его записных книжек.

Помнится, несколько десятилетий тому назад, в кругах советской интеллигенции было такое увлечение: кружки медленного чтения  художественной литературы. В первую очередь в таких кружках читали Пушкина. И это было увлекательнейшее занятие! Вчитываться, вдумываться, постигать, восхищаться.

С тех времен, я твердо знаю самое гениальное предложение в художественной литературе, когда либо мною прочитанное. Это первая фраза в романе «Пиковая дама».

Вспомним и вдумаемся:

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».

Всего-навсего 7 простых слов исчерпывающе характеризуют  и время описываемого события, и  атмосферу компании , и круг собравшихся и еще много чего.

Гениально!

Современному романисту  потребовался бы не один десяток страниц, чтобы подготовить читателя к восприятию событий. Пушкину хватило 7 слов.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный

Чтобы оценить значение гения А.С.Пушкина для отечественной культуры, достаточно сравнить литературный язык его предшественников.

А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин — талантливые писатели. Но разве можно сравнить язык их произведений  с языком Пушкина, с тем языком, на котором мы с вами говорили до последнего времени.

Я использовал выражение «до последнего времени» потому, что на мой взгляд, сегодня мы наблюдаем тенденцию деградации литературного языка на нашем современном телевидении, в политических кругах, на эстраде.

Некоторое время тому назад я поддался на призыв Тины Канделаки начать разговор о чистоте русского языка и опубликовал на созданном ею сайте «Умная школа» статью  «В защиту великого и могучего».

Но вскоре понял, что читателей сайта — учителей больше интересуют современные школьные проблемы: ЕГЭ, зарплата, новый министр.

Проблемы  русского языка их сегодня волную мало.

Да и у самой Тины Канделаки запала хватило только на то, чтобы выдернуть из Твиттера с десяток выражений и на этом основании объявить повсеместно свою оппонентку по Болотной площади Ксению Собчак самой безграмотной личностью в РУНЕТЕ…

Гений чистой красоты

В заголовки этого поста помещен портрет А.С.Пушкина работы Нади Рушевой (1952-1969). Эта гениальная девочка за свои 17 лет создала целый мир образов — легких, изящных, загадочных.

Надя Рушева была очарована Пушкиным, вдохновлялась им и его героями.

За свою короткую жизнь Надя создала собственную «Пушкиниану» —  галерею,   насчитывающую 400 рисунков!

Образы поэта, его жены Натальи Гончаровой, их детей, героев сказок Пушкина изумляют своей глубиной и какой-то мистической проникновенностью.

В этом году Надежде Рушевой исполнилось бы 60 лет.

Для многих  современников ее гениальность всегда будет ассоциироваться с великим гением Александра Пушкина.

Если наша земля будет, хотя бы раз в столетие, давать миру таких гениев как Александр Пушкин и Надя Рушева, живая история России не прервется!

Увлекательного и полезного вам общения в сети!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S.  А что значит Александр Пушкин в вашей жизни?

Знакомы ли вы с творчеством гениальной юной художницы Нади Рушевой?

Жду ваших комментариев!

 P.P.S. С прошлого 2011 года 6 июня  в  России отмечается как  День русского языка — а это отдельная тема. Я писал об этом:

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

6 комментариев к “Пушкин — это наше все. Мемуаринки 010.”

  1. Вы совершенно правы Александр, значение А.С.Пушкина для нашей истории трудно переоценить. Это целая эпоха. Я никогда не был знатоком поэзии. Более того в школьные годы не любил учить стихи. Однако, пушкинский стих всегда легко запоминался с пониманием смысла строк.

    Ваши публикации, Александр, не обходятся для меня без открытий. Вот и на этот раз я открыл новое для себя имя Нади Рушевой. Честно говоря не слышал раньше это имя. Это повод заглянуть в Интернет

  2. Спасибо, Виктор!
    Это самая высокая оценка — когда твоя информация оказалась полезной.
    Надя Рушева была удивительным человеком. Познакомьтесь с ее рисунками — получите удовольствие.
    У нее совершенно потрясающие рисунки на тему Булгаковской книги «Мастер и Маргарита». Они отражают мистический дух этой загадочной книги.

    • Надю Рушеву, разумеется, знаю.
      А Пушкин… Хоть «академиев не кончал», но тогда было такое домашнее образование — наши дети и десятой доли того не знают.
      Тогда, к слову, университет в моду еще не вошел. не знаю, как в московском, но в Харьковском, который открылся в 1805 году, набирали В ГОД 25 (!) студентов, и то считалось, что МНОГО.
      В Московском поболее, но не думаю, что более 50 человек в те годы набирали.
      Служить в присутствии начинали после гимназии.
      Это сейчас образование не дает образования…

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.