Пушкин — это наше все. Мемуаринки 010.
МОЙ ПУШКИН
6 июня. Для истории России это особый день.
Все мы помним слова Аполлона Григорьева: «Пушкин — это наше все».
Личность Пушкина, наследие Пушкина, жизнь Пушкина — это не просто живая история, это наша сегодняшняя реальность.
Для меня А.С.Пушкин значит очень много. И я рад посвятить ему 10-й выпуск своих мемуаринок.
В истории России два святых: один — Пушкин, а другого все время меняют.
Социологи утверждают, что на вопрос: «Назовите домашнюю птицу», 85 % людей отвечают: «Курица». А на вопрос: «Русский поэт», 99,99% респондентов отвечают: «Пушкин».
Пушкин действительно является для нас олицетворением поэзии, олицетворением современного (!) русского языка.
К сожалению, далеко не все сегодня знают и понимают значение личности поэта для отечественной культуры.
Мне, в известном смысле повезло. Школьную программу литературы я изучал в школе и в техникуме.
И в том и в другом случае преподавателями литературы были скучные люди, с формальными схемами преподавания, которые по определению не могли привить учащимся любовь к литературе.
Почему же тогда повезло?
Потому, что к Пушкину я пришел позже, имея уже некоторый жизненный опыт, какие-то представления о многом из того, чему следует учиться у гениального человека.
Я собирал все, что писалось о Пушкине — о его черновиках, о его рисунках, о его друзьях, о женщинах, которыми он увлекался.
Помню, в советское время мне потребовалось много лет для того, чтобы приобрести академическое собрание сочинений А.С.Пушкина.
Для тех, кто не интересовался этим поясню, что в академическое собрание сочинений включаются абсолютно все произведения автора, все его черновики и письма, его статьи и заметки, а также все ему приписываемое.
По нашим сегодняшним понятиям А.С.Пушкин не имел даже высшего образования. Царскосельский лицей – что это по нынешним стандартам Министерства образования РФ: гимназия, колледж?
Но читая его прозу, его исторические произведения, не устаешь удивляться глубине его познаний в самых неожиданных предметах. Не говоря уж об истории и литературе.
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная
Скажем, как профессиональный экономист, как эксперт, как кандидат экономических наук, наконец, я удивляюсь его экономической просвещенностью.
Берусь утверждать, что одна из его характеристик Евгения Онегина не могла быть «сформулирована» путем вспоминания заученных уроков, а являлась отражением его знаний об экономических законах.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет и почему,
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Чтение — вот лучшее учение!
Мое увлечение Пушкиным насчитывает не одно десятилетие. Я могу наугад взять с полки любой томик его сочинений и не отрываясь часами читать его прозу и поэзию, его неоконченные произведения, его черновики, его письма.
Мне всегда казалось, что лучшее написанное А.С.Пушкиным осталось незавершенным.
Как и многих, меня интересовала личность Петра Первого. Но из всего, что мне довелось прочесть о нем, ничто даже близко может соперничать с подготовительными текстами к истории Петра Александра Пушкина.
Можно только представить себе сколько захватывающих произведений могло родиться из его исторических записей, его записных книжек.
Помнится, несколько десятилетий тому назад, в кругах советской интеллигенции было такое увлечение: кружки медленного чтения художественной литературы. В первую очередь в таких кружках читали Пушкина. И это было увлекательнейшее занятие! Вчитываться, вдумываться, постигать, восхищаться.
С тех времен, я твердо знаю самое гениальное предложение в художественной литературе, когда либо мною прочитанное. Это первая фраза в романе «Пиковая дама».
Вспомним и вдумаемся:
«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».
Всего-навсего 7 простых слов исчерпывающе характеризуют и время описываемого события, и атмосферу компании , и круг собравшихся и еще много чего.
Гениально!
Современному романисту потребовался бы не один десяток страниц, чтобы подготовить читателя к восприятию событий. Пушкину хватило 7 слов.
Я памятник воздвиг себе нерукотворный
Чтобы оценить значение гения А.С.Пушкина для отечественной культуры, достаточно сравнить литературный язык его предшественников.
А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин — талантливые писатели. Но разве можно сравнить язык их произведений с языком Пушкина, с тем языком, на котором мы с вами говорили до последнего времени.
Я использовал выражение «до последнего времени» потому, что на мой взгляд, сегодня мы наблюдаем тенденцию деградации литературного языка на нашем современном телевидении, в политических кругах, на эстраде.
Некоторое время тому назад я поддался на призыв Тины Канделаки начать разговор о чистоте русского языка и опубликовал на созданном ею сайте «Умная школа» статью «В защиту великого и могучего».
Но вскоре понял, что читателей сайта — учителей больше интересуют современные школьные проблемы: ЕГЭ, зарплата, новый министр.
Проблемы русского языка их сегодня волную мало.
Да и у самой Тины Канделаки запала хватило только на то, чтобы выдернуть из Твиттера с десяток выражений и на этом основании объявить повсеместно свою оппонентку по Болотной площади Ксению Собчак самой безграмотной личностью в РУНЕТЕ…
Гений чистой красоты
В заголовки этого поста помещен портрет А.С.Пушкина работы Нади Рушевой (1952-1969). Эта гениальная девочка за свои 17 лет создала целый мир образов — легких, изящных, загадочных.
Надя Рушева была очарована Пушкиным, вдохновлялась им и его героями.
За свою короткую жизнь Надя создала собственную «Пушкиниану» — галерею, насчитывающую 400 рисунков!
Образы поэта, его жены Натальи Гончаровой, их детей, героев сказок Пушкина изумляют своей глубиной и какой-то мистической проникновенностью.
В этом году Надежде Рушевой исполнилось бы 60 лет.
Для многих современников ее гениальность всегда будет ассоциироваться с великим гением Александра Пушкина.
Если наша земля будет, хотя бы раз в столетие, давать миру таких гениев как Александр Пушкин и Надя Рушева, живая история России не прервется!
Увлекательного и полезного вам общения в сети!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями,
P.S. А что значит Александр Пушкин в вашей жизни?
Знакомы ли вы с творчеством гениальной юной художницы Нади Рушевой?
Жду ваших комментариев!
P.P.S. С прошлого 2011 года 6 июня в России отмечается как День русского языка — а это отдельная тема. Я писал об этом:
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!
Вы совершенно правы Александр, значение А.С.Пушкина для нашей истории трудно переоценить. Это целая эпоха. Я никогда не был знатоком поэзии. Более того в школьные годы не любил учить стихи. Однако, пушкинский стих всегда легко запоминался с пониманием смысла строк.
Ваши публикации, Александр, не обходятся для меня без открытий. Вот и на этот раз я открыл новое для себя имя Нади Рушевой. Честно говоря не слышал раньше это имя. Это повод заглянуть в Интернет
Спасибо, Виктор!
Это самая высокая оценка — когда твоя информация оказалась полезной.
Надя Рушева была удивительным человеком. Познакомьтесь с ее рисунками — получите удовольствие.
У нее совершенно потрясающие рисунки на тему Булгаковской книги «Мастер и Маргарита». Они отражают мистический дух этой загадочной книги.
Надю Рушеву, разумеется, знаю.
А Пушкин… Хоть «академиев не кончал», но тогда было такое домашнее образование — наши дети и десятой доли того не знают.
Тогда, к слову, университет в моду еще не вошел. не знаю, как в московском, но в Харьковском, который открылся в 1805 году, набирали В ГОД 25 (!) студентов, и то считалось, что МНОГО.
В Московском поболее, но не думаю, что более 50 человек в те годы набирали.
Служить в присутствии начинали после гимназии.
Это сейчас образование не дает образования…
Частенько нам кажется, что мы такие информированные, а значит — умные!
Стоит открыть томик Пушкина, едва ли не на любой странице…
Вот а я о чем…
Мой сын недавно, когда я на примере «Зимнего утра» ему рассказывала, как выстраивать логику стихотворения, смотрю, потом взял томик, читает-читает…
Потом говорит: «Мам, а я подсел на Пушкина».
Это дорогого стоит.
Это просто здорово!