Новости

Уроки профессионального общения от академика А.Г.Аганбегяна

Умеем ли мы  использовать профессиональное общение  для своего личностного роста?

Каков самый эффективный путь внедрения инноваций? 

Фишки кросс-профессионального общения.

Это тема 3-го урока профессора В.Ф.Комарова из короткой серии «Уроки личностного роста от академика А.Г.Аганбегяна».

Первый урок назывался «Правило узкой двери».

Второй урок назван автором «Правило делегирования авторства».

Изначально статья, ставшая источником этих «уроков» была написана для круга лиц, так или иначе связанных с журналом «ЭКО», Институтом экономики и ОПП СО РАН.

Это определило лаконичность автора.

Поскольку многим читателям моего блога не знакомы описываемые в уроке проекты, я позволил себе дополнить урок своими суждениями и впечатлениями.

Но вначале слово профессору В.Ф.Комарову.

Урок № 3. Правило внедрения через общение

Традиционная технология внедрения управленческих новшеств или идей предполагает разработку детальных проектов, инструкций, положений, призванных организовать труд специалистов по новой схеме управления.

Идет ли речь о прогрессивных методах планирования и контроля, новых формах оплаты труда, совершенных оргструктурах – всегда предполагается создание множества нормативных документов и принуждение людей к работе по новым инструкциям.

Огромный отечественный опыт по созданию автоматизированных систем управления производством показал, что такой механистический подход к внедрению управленческих нововведений очень часто обречен на провал.

А.Г.Аганбегян один из немногих ученых-экономистов может похвастаться тем, что его идеи и концепции реализуются в практике управления.

Благодаря тому, что он сделал ставку на изменение мировоззрения хозяйственных руководителей, а не на написание управленческих проектов и нормативных актов.

Для решения этой задачи А.Г.Аганбегян реорганизовал 3 очень важных структуры:

(1) журнал «ЭКО»,

(2) специальный факультет,

(3) Клуб директоров.

Важно то, что академик постоянно и лично занимался этими структурами.

За редким исключением, не было случая, чтобы он перепоручил кому-то из своих заместителей провести заседание редколлегии журнала «ЭКО», попросил кого-то прочитать вместо себя лекцию на спецфаке или пропустил заседание Клуба директоров.

В журнал «ЭКО», на спецфак и в МКД привлекались лучшие кадры института и видные специалисты со стороны, в основу этих структур были положены прогрессивные идеи, всем трем направлениям работы предоставлялись максимально возможные ресурсы.

Результаты трудно переоценить.

На публикациях в «ЭКО» воспитывались поколения директоров предприятий. Среди выпускников спецфака много заметных хозяйственных руководителей и общественных деятелей.

МКД выполняет важнейшую функцию делового общения директоров предприятий, представителей властных структур, научных работников и журналистов.

Общение представителей науки и практики, будь то на страницах «ЭКО», на занятиях спецфака или на заседаниях МКД, собственно и означало внедрение новых идей, но не через бумажные разработки или научные отчеты, а посредством живой речи, споров, диспутов.

При этом внедрение новых схем и технологий управления выполняли сами практики.

В этом залог успеха: если научный отчет производственники часто кладут на полку, то свою собственную разработку специалисты завода внедряют с авторским энтузиазмом. 

 

Примечания от Александра Логинова

Хочу дополнить урок профессора В.Комарова несколькими личными комментариями.

1.            .Журнал «ЭКО», созданный А.Г.Аганбегяном в начале 70-х годов, представлял совершенно уникальное для советских времен явление. В нем в доступной форме подавались важные экономические проблемы в изложении известных ученых, хозяйственных руководителей, писателей, журналистов.

Мое приобщение к экономике началось с этого журнала. Причем,  заинтересовался я им только потому, что в нем печатались (в форме романов с продолжением) зарубежные бестселлеры.

«ЭКО» впервые познакомил отечественного читателя с Дейлом Карнеги, Артуром Хейли и другими зарубежными авторами.

Тираж этого научного акдемического журнала был по советским меркам невероятным – 200 000! Более массовым из изданий экономического профиля был только журнал «Бухгалтер», который все организации выписывали за казенный счет.

Не могу не отметить, что моя первая серьезная научная публикация тоже состоялась в журнале «ЭКО».

Спецфак, о котором вскользь упомянул В.Ф.Комаров, также был уникальным явлением советского времени.

Официальное его название было таково: «Специальный факультет по переподготовке руководящих кадров по новым перспективным направлениям науки  и управления при Новосибирском государственном университете».

Это была, по сути, первая современная бизнес-школа в СССР.

На 8-м потоке Спецфака, на котором я учился в 1980 году, в числе 24 человек было 2 начальника отделов Госплана России,  5-6 заместителей директоров предприятий по экономике, 5-6 начальников АСУ, 5-6 преподавателей ВУЗов, несколько человек из разных сфер.

Я, к примеру, работал в то время в архитектурно-планировочном управлении города.

Кандидатуры на 3-х месячное  обучение на Спецфаке – 2 потока в год, всего 50 человек, — подлежали согласованию  региональными органами власти, поскольку Спецфак патронировался Госпланом.

В течение 3-х месяцев с 24 слушателями ежедневно в течение 12-14 часов работало около 30 преподавателей – лучших ученых Новосибирского Академгородка.

Лекций в принципе не было. Использовались только активные формы обучения – деловые игры, диспуты, семинары.

В  ходе обучения нас 4 раза вывозили для ознакомления с передовыми предприятиями страны.

Это были незабываемые поездки!

В Кузбассе мы спускались в шахту, в которой использовался  перспективный метод гидродобычи угля.

В Братске нас знакомили с условиями формирования территориально-производственного комплекса: Братская ГЭС, деревообрабатывающий комбинат, алюминиевый завод и т.д.

В Тольятти мы подробно в течение нескольких дней изучали организацию работы тогда еще молодого ВАЗа.

В Рубцовске мы знакомились с опытом внедрения АСУ на одном из предприятий тракторного машиностроения.

Очень высокие требования предъявлялись к дипломным работам.

В частности, моя выпускная работа, посвященная экономическим проблемам генеральных планов городов, стала впоследствии основой моей кандидатской диссертации.

Международный клуб директоров был создан А.Г.Аганбегяном в 1983 году. То, что он действует и поныне, пережив «революционные и постреволюционные» события в России, говорит об актуальности того общения, которое в нем происходит.

Благодаря общению в МКД многим директорам удалось удачно провести свои предприятия через процессы приватизации и адаптации к рынку.

Сегодня перед производителями стоят новые проблемы. И  эти проблемы обсуждаются в узком профессиональном кругу менеджеров высокой квалификации.

Я был принят в члены МКД в 1994 году и считаю это одним из самых почетных званий, которые я получал в своей жизни.

Увлекательного и полезного вам общения в блогосфере!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S.  Существует мнение, что в наши дни личное профессиональное общение вполне можно заменить виртуальным.

Вы согласны с таким утверждением, уважаемый читатель?

 

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 Комментариев к “Уроки профессионального общения от академика А.Г.Аганбегяна”

  1. Я мало что могу прокомментировать по тексту всей статьи, но на вопрос в конце отвечу: не согласна. Живое общение, особенно на профессиональные темы, незаменимо!

    • Парадокс: интернет расширяет масштабы и возможности общения, но одновременно и сужает их.
      Все больше и больше общение переходит в виртуальную сферу.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.