Новости

Уроки высокого стиля от академика А.Г.Аганбегяна

alexloginov.ru_aganbegian02

Сегодня очередной урок от академика А.Г.Аганбегяна.

Профессор В.Ф.Комаров рассказывает об организации процесса обучения на спецфаке Новосибирского университета, о котором уже упоминалось в прошлом уроке.

 

 Урок № 4. Правило высокого стиля.

 Какое бы дело не организовывал А.Г.Аганбегян, работа выполнялась по самым высоким мировым стандартам.

 Похоже, академик исповедует принцип: «Высокие цели порождают великие дела».

 Рассмотрим, к примеру, организацию работы специального факультета повышения квалификации при ИЭиОПП СО АН СССР и Новосибирском госуниверситете.

 В самом начале работы спецфака Абел Гезевич выдвинул и реализовал несколько важных идей:

 а) занятия проводить только в активной форме. В начале работы спецфака это требование было даже облечено в виде экстремальной формулы: ни одной лекции;

 б) группы слушателей формировать из различных категорий специалистов с таким расчетом, чтобы они могли передать друг другу полезный опыт или знания;

 в) каждый слушатель за время учебы должен был выполнить индивидуальную разработку организационно-управленческой проблемы – с последующим внедрением ее у себя на производстве;

 г) работники спецфака организуют не только учебный процесс, но и внеучебное время слушателей – с целью развития их творческих способностей  коммуникативных навыков.

 В порядке реализации первой идеи А.Г.Аганбегян привлек для преподавания на спецфаке более 50 ученых, организованных в бригады.

 Если учесть, что группа слушателей, одновременно учившаяся на спецфаке, редко насчитывала более 25 человек, то видно, что на каждого слушателя приходилось по 2 и более преподавателей.

 В аудиторию, как правило, заходила бригада из 3-5 преподавателей, что позволяло вести занятия почти в режиме индивидуального обучения.

 Лекций действительно почти не было. Деловые игры, расчеты на ЭВМ, диспуты, разбор конкретных ситуаций, разработка минипроектов по отдельным вопросам управления – вот арсенал методов обучения.

 Кроме того, за трехмесячный курс обучения проводилось 3-4 выездных занятия (на АвтоВАЗе, на шахтах Кузбасса, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, в Братском территориально-производственном комплексе).

Группа слушателей состояла из руководителей промышленных предприятий (в ранге директоров, их заместителей или членов резерва на выдвижение), работники плановых органов (облпланы, Госплан РСФСР), преподаватели экономических факультетов вузов (доценты и кандидаты наук).

 Такое «смешание стилей» давало возможность формировать сильные учебные микрогруппы, включало в учебный процесс не только аудиторные занятия, но и споры в общежитии, общение во время поездок в другие города.

Каждый слушатель с самого начала зачислялся на полставки в институт. Это не только материальная помощь слушателям (компенсация за отрыв от дома), но и легализация их работы в секторах и лабораториях института.

 Именно в рамках этой работы многие слушатели находили решение организационно-управленческих задач, привезенных ими с предприятий.

Постоянные контакты с учеными, консультации у специалистов, участие в семинарах, в заседаниях научных советов, присутствие на лекциях иногородних и иностраных ученых (которые часто бывали в институте) помогало слушателям решать свои проблемы на самом высоком уровне.

Многие выпускники спецфака довели в последствии свои выпускные работы до уровня кандидатских дисертаций, некоторые защитили докторские диссертации.

Важным представляется и то, что свободное время слушателей было организовано с толком и пользой.

 Кроме спортивных мероприятий, экскурсий, поездок в музеи и театры, на спецфаке сложилось несколько традиций, которые свято соблюдал и А.Г.Аганбегян.

Это обязательный «встречный» и «заключительный» совместный с преподавателями ужин, «вечер-медиана» (середина учебного цикла), совокупный день рождения и др.

Неформальные мероприятия тщательно готовились силами самих слушателей и организовывались в виде капустников, КВН, и т.п.

В результате рождались новые стереотипы поведения, раскрывались творческие возможности людей: каждый имел возможность блеснуть, если не в учебе, то в состязаниях находчивых.

Так рождалось своеобразное спецфаковское братство. Сложившиеся связи помогают выпускникам решать свои производственные, да и бытовые проблемы в течение всей жизни.

 Если бывший слушатель приезжает в незнакомый город, где живет хоть один выпускник спецфака, то все его проблемы, связанные с размещением, питанием, свободным временем будут решены.

И, конечно, ему помогут решить производственные задачи.

Увлекательного и полезного вам общения в блогосфере!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

alexloginov.ru_rospys

Александр Логинов

 

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.