Поддержка малого бизнеса: верить иль не верить?
Как будет осуществляться поддержка малого бизнеса рассказал в своем интервью Газете.ру Глава госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса Александр Браверман.
Главная задача госкорпорации нарастить долю МСП в госзакупках до 25%.
Ждем-с невиданного развития малого предпринимательства?
Догоним и перегоним Японию!
Буквально сегодня я сдал в печать новую книжку под названием «Успешный бизнес в кризис. Рецепты Бизнес-лекаря».
В ней я привожу Японию в качестве примера поддержки малого бизнеса.
Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит один только монетный двор.
Магистральные железные дороги, телефон и телеграф — все в 80-х годах прошлого века передано в частные руки.
И что особенно интересно: к малому бизнесу в Японии относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. И занято на этих малых предприятиях 88% всех работающих.
Не будем углубляться в тему семейного японского бизнеса в сфере обслуживания, в ресторанном бизнесе, в традиционных промыслах, таких как изготовление тканей для кимано, или шелковой парчи на старинных деревянных станках – это отдельная песня.
Многие десятилетия в нашей стране разговоры разговариваются о том, как перенять японский опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Ведь ихние крупные промышленные компании стараются передать трудоемкие процессы на аутсорсинг малым предприятиям.
Порядка 55% малых предприятий в промышленности работает в технологических цепочках крупного бизнеса, мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.
Капитаны российского бизнеса вроде как бы и признают эффективность такого подхода. Да все сомневаются: а как обеспечить качество, а как организовать контроль?
А ну как этот самый малый предприниматель ни с того, ни с сего надумает «соскочить» с договора? Уж не говорим о том, что возьмет да и загуляет…
Как госкорпорация по поддержке малого и среднего бизнеса собирается менять ситуацию?
Госкомпании, стройтесь в ряд!
Александр Браверман заявил, что намечено нарастить к 2018 году объем госзакупок по линии МСП с 18 до 25%. Может быть и больше. При этом число занятых в малом и среднем бизнесе вырастет с 18 млн до 35 млн человек к 2020 году.
35 госкомпаниям, таким как «Роснефть», РЖД, «Росатом», «Ростехнологии», «Ростелеком», «Россети» и др., рекомендовано увеличить годовой объем закупок у МСП до 1,7 трлн руб.
А Какие механизмы?
Основных механизмов три: рост доли МСП в госзакупках, маркетинговый навигатор, кредитно-гарантийная и страховая поддержка бизнеса.
Что это за механизмы?
1) Госзакупки. Насколько можно понять, крупным госкорпорациям установят некие контрольные цифры по закупкам у малого и среднего бизнеса.
К примеру, общий объем запланированных закупок организаций «Росатома» на 2016 год составляет 947 млрд руб., и предприятия МСП могут и должны претендовать на свою долю в этом пироге.
25% от этого объема составляет 237 млрд.руб. при том, что в 20015 году «Росатом» закупил в сегменте МСП продукции на 82,1 млрд руб. Это в процентном отношении в 4 раза меньше.
Реально ли увеличивать эту долю в разы? Поживем, увидим.
2) Маркетинговый навигатор — это информационная база по МСП, основой которой станет реестр компаний, относящихся к МСП (к ним относятся компании с численностью работников до 250 человек и оборотом до 2 млрд руб.).
Реестр появится до 10 августа 2016 года. В него должна быть включена информация, позволяющая госкомпаниям оценивать потенциальных поставщиков.
Сегодня госкомпании просто не знают, где найти поставщиков продукции.
А.Браверман говорит, что будет осуществляться предквалификация и сертификация продукции, которая должна быть обязательно. Обязательная предквалификация поставщиков товаров и услуг. Только после этого тендер, госзакупки.
На основе всей этой информации будет автоматически работать навигатор:
– Выбираете регион, который вас интересует. Вид бизнеса, количество работников. И навигатор указывает вам конкретное место, где можно, например, открыть кафе или прачечную, фитнес-клуб или автомастерскую. Навигатор вам сразу выдает готовый бизнес-план с расчетами, с параметрами по окупаемости.
3) Кредитно-гарантийная и страховая поддержка малого бизнеса. Бюджет корпорации 50 млрд.руб. Это средства для льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
Уполномоченные банки будут на эти цели получать кредиты под 6,5% и под гаранти госкорпорации кредитовать бизнес под 10-11%.
Планируется, что число граждан, использующих сервисы маркетингового навигатора для открытия или развития своего бизнеса, в ближайшие три года составит не менее 600 тыс. Максимальное значение этого показателя за данный период – 1,2 млн.
Мне и верится, и не верится
Хочется верить, что на этот раз поддержка малого бизнеса обретет какие-то реальные черты.
По мнению экспертов, определенный оптимизм внушает деловая репутация Александра Бравермана — руководителя АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»).
Считается, что ему удалось много сделать на прежнем посту генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Одновременно нельзя не сказать, что у этого проекта есть немало скептиков, которые считают, что построение рынка директивными методами обречено на провал: вся господдержка малого бизнеса будет разворована.
В декабре 2015 года Генпрокуратура России обнародовала результаты проверки МСП-банка
Вместо повышения доступности недорогих кредитов деньги представителям бизнеса предоставляются по ставкам, превышающим 26% годовых.
При этом для финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства МСП-банк привлекает финансовые ресурсы по ставкам значительно ниже рыночных, в том числе Банка России (6,5%) и Внешэкономбанка (3,55–6,25%).
Неужели нас опять ждет результат, описываемый ставшей классикой формулировки Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?
Увлекательного и полезного Вам общения в блогосфере Рунета!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями,
P.S. Как думаете Вы, уважаемый читатель: может ли предприниматель надеяться на помощь государства или ему следует рассчитывать только на себя?
Ждет ли нас бум в развитии малого и среднего бизнеса?
Поделитесь своим мнением в комментариях!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!