Малый бизнес: русские печеньки от американки
Вам интересно узнать, каким может быть малый бизнес 2016?
В проекте «Рецепты бизнес-лекаря» я рассказываю о примерах того, как можно и нужно выживать в кризисных обстоятельствах.
Вот пример того, как за три с половиной года создан с нуля бизнес с узнаваемым брендом.
Александра Шафорост создала кондитерский цех, где производится домашнее печенье, гранола и леденцы «Marc 100% натурально».
Много необычного, я бы сказал удивительного, в этой бизнес-истории.
Судите сами.
Малый бизнес 2015 – есть и такие примеры!
Самый, пожалуй, впечатляющий факт: в кризисном 2015 году объем реализации фирмы, в которой кроме ее основательницы числится еще 3 человека, вырос на 150% и составил 27 000 000 рублей!
При этом арендуемое фирмой помещение под производство, склад и офис составляет 170 кв.м.
Дальше — больше: продукция «Marc 100% натурально» представлена на полках престижных сетевых магазинов — «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Зеленые Перекрестки», «Твой дом», «Я любимый», «ВкусВилл» и других.
Всего около 400 торговых точек в Москве и еще в 37 регионах России.
Я узнал о бизнесе Александры Шафорост из передачи на «Эхо Москвы» Дмитрия Потапенко (того самого, который недавно стал звездой YouTube после перебранки с депутатом Государственной Думы на Московском экономическом форуме).
Кстати, передача из цикла «Курс Потапенко» так и называлась: «Как попасть на полку гипермаркета?»
Необычным видится и то, что такой рост продаж происходит по товарам, не относящимся к продуктам широкого спроса. Александра производит экологически чистые натуральные продукты, преимущественно для детей, высокой ценовой категории.
Как рождаются блестящие бизнес-идеи
Идею создания бизнеса подсказал ей маленький сын. У него оказалась аллергия на сладости и она стала придумывать для него разные выпечки с использованием коричневого сахара, меда и фруктов.
Сын носил эти печеньки в детский сад и угощал друзей. Прочувствовав спрос на продукцию Александра решила сделать хобби бизнесом и создала фирму, присвоив ей имя своего сына Марка.
Не будучи профессиональным кулинаром, Александра начала печь свои печеньки на собственной кухне, потом арендовала кухню у друзей, а уже после расширила линейку продуктов за счет аутсорсинга.
Как попасть на полку гипермаркета?
Александра разрушает сложившееся представление (стереотип, миф – как хотите) о том, что малый бизнес может попасть на полки в гипермаркет со своей продукцией только через взятки.
Нужно заметить, что это связано с ее опытом работы в США (об этом я скажу позже), где такой подход строго карается.
Более того, она считает, что в этой сфере все друг друга знают и заплатив взятку одному, вы будете обязаны платить и другим. И вырваться из порочного круга будет трудно.
Как она действует?
Ищет личные связи. В частности, использует Facebook – посылает запрос о том, что ей нужно найти вход в какую-то сеть для разговора на уровне выше, чем категорийный менеджер. И такие предложения появляются!
После знакомства с беседой Александры Шафорост с Дмитрием Потапенко я поискал в Интернете другие ее интервью. Нужно прямо сказать, что в комментариях очень много скептиков, которые не верят в ее подходы.
Но результаты-то налицо!
Три источника, три составных части успеха Александры Шафорост
Меня как Бизнес-лекаря интересуют не только и не столько результаты, сколько составные части предпринимательского успеха.
Какими мне видятся три слагаемых успеха проекта Александры Шафорост.
а) профессиональный багаж
К старту своего бизнес-проекта Александра накопила достаточный профессиональный багаж.
Она родилась в Симферополе. Училась в Киеве математическому программированию. После второго курса ВУЗа выехала с семьей на постоянное место жительства в США, где получила высшее образование.
В течение 17 лет она работала там в лучший мировых компаниях. Она рассказывает: «Я была программистом, банкиром, консультантом, стратегом и стремительно карабкалась вверх, оставляя позади семью и классические семейные ценности: дом, муж, собака (в какой то момент у меня были муж и собака)».
б) личные качества
Характер и целеустремленность закалились у нее в первые годы в жизни в Америке.
Не зная языка, не имея достаточно средств для существования она подрабатывала в прачечной, а также уборщицей в депрессивных домах в Нью-Джерси, чувствуя постоянное унижения от своего положения.
Это было сильным мотивом для того, чтобы за полгода выучить язык и за 2 года вместо четырех получить в чужой стране университетский диплом.
в) принципы ведения бизнеса
Александра в своих интервью постоянно повторяет, что главным условием успеха ее бизнеса является качество продукции. Она дотошно выбирает поставщиков. Следит за тем, чтобы сырье было натуральным и без каких-либо консервантов.
Мне было приятно прочитать, что муку для своих изделий она получает из моего родного Алтайского края.
Она лично проводит дегустационные мероприятия и отслеживает реакцию людей на новые продукты.
В последнее время ей пришлось многое менять в технологиях, переходя на отечественных поставщиков сырья. И тем не менее, она убеждена, что продукция, произведенная в России может отвечать самым высоким мировым критериям качества.
Рецепты успеха от Александры Шафорост
- Найдите тему для бизнеса, которая вам реально интересна, потому что о ней придётся думать 24 часа в сутки в поисках новых знаний и генерируя креативные идеи.
- Не стоит изобретать колесо, лучше изучите опыт похожих заведений и продуктов в США, Европе, Азии, соберите элементы, которые вам нравятся, в единую концепцию для себя.
- Имейте значительный запас денег. Вы потратите в два раза больше, чем рассчитывали, а заработаете, скорее всего, в три раза меньше в самом начале. Бизнес будет постоянно требовать финансовой поддержки, а ещё ведь есть и ваша обычная жизнь и её потребности.
- Не бойтесь! Всё можно решить без взяток и поборов, просто надо уделить внимание деталям и досконально изучить вопросы: от сертификации до бухгалтерии. Нужно хотя бы немного разбираться в юриспруденции, чтобы разговаривать с людьми на профессиональном языке и здраво оценивать риски, требования и стоимость.
- Вовлеките в тестирование идеи как можно больше людей, и не только друзей и родственников, но и случайных прохожих. Мы тестировали упаковку и вкусы в «Зелёном Перекрёстке» и «Цветном», наблюдая за тем, как люди выбирают печенье и как относятся к нашему прототипу.
- Найдите профессионалов в своей нише и, даже если у вас нет средств взять их в команду, возьмите как консультантов или постарайтесь подружиться. Просто за совместным обедом вы сможете узнать много деталей, которые помогут избежать ошибок.
- Если вы создаёте, каждая деталь должна быть продумана и быть лучшего качества.
- Вы выиграете на синергии духа, избежите многих конфликтов и, возможно, уменьшите текучку кадров.
Малый бизнес 2016: что делать?
Как вам такая рекомендация от Александры Шафорост, уважаемый читатель?
Не стоит бояться новых идей, хотя внутренний страх — это нормально. Просто его нужно пересилить и идти к своей цели маленькими шагами.
Не надо сидеть и думать: я еще не готов, подождем идеальную ситуацию на рынке. Не думай, что все начнется, когда ты построишь завод, обзаведешься сотней работников и миллионным капиталом.
Нет. Все рождается в тот момент, когда ты начинаешь действовать и на практике понимаешь, на что ты лично способен.
Увлекательного и полезного Вам общения в блогосфере Рунета!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями,
P.S. Как вам, история успеха, уважаемый читатель? Насколько возможно повторить опыт Александры Шафорост в нынешних кризисных условиях?
Поделитесь своим мнением в комментариях!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!
Спасибо, интересный кейс! Перспективная ниша и четкий подход к ведению бизнеса.
Всегда интересно встречать примеры успеха, сотворенные своими руками.
Тем более, женскими руками.
Согласен, это особенно здорово!