Новости

Как встречали Пасху в советские времена

Праздник Пасхи в живой истории России.

Как встречали Светлое Христово Воскресение  в далекие послевоенные годы?

Какие традиции хранились в глухих сибирских деревеньках во времена воинствующего атеизма, государственной политики безбожия?

Прочитал на блоге Галины Гармай очень душевную статью  о Светлом Воскресении, о семейных традициях и не только. 

Неожиданно в конце статьи увидел свое имя в числе приглашенных к продолжению темы воспоминаний о семейных традициях празднования этого дня.

Приглашение приятное, но дело в том, что никаких особых традиций в моем детстве городского советского человека попросту не было!

Яйца, конечно, красили, поздравляли друг друга, целовались при встрече – только и всего. В моей жизни эта страница живой истории практически отсутствует.

Время для церковных праздников было неподходящее – это был период воинствующего атеизма.

Праздновались, главным образом, только революционные события  в истории России.

И тут мне пришла в голову мысль расспросить свою жену.

Рая рано осталась сиротой, и провела детские годы в приемной семье в глухой сибирской деревеньке.

Вот её воспоминания – небольшая страничка живой истории России…

Деревенская Пасха в советской деревне

Послевоенные годы. Маленькая деревенька в несколько десятков бедных домов в алтайском захолустье. Кругом тайга, небольшая речка.

Церкви в деревне не было. В послевоенные времена даже существующие церкви были повсеместно закрыты и использовались для хозяйственных нужд: для хранения минеральных удобрений, складов запчастей для тракторов, и так далее.

Кстати  — еще один нюанс из живой истории:  мы обычно воспринимаем слова «деревня» и «село» как синонимы, а ведь в дореволюционной России эти термины имели существенное различие!

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, деревня – это поселение, в котором нет церкви.

Так что абсолютное большинство нынешних российских сел сегодня называются так без должного на то  основания.

Но вернемся к воспоминаниям моей жены. В них нет ничего примечательного, разве что — некоторые бытовые детали.

Пасхальные куличи и пасхи пекли во всех семьях.

Почему-то делалось это без посторонних глаз, можно сказать – тайно.

То ли это было условием религиозного обряда, то ли не хотели привлекать внимание сельсовета: ведь отправление религиозных культов в СССР считалось едва ли не преступлением!

Предшествующие Пасхе недели соблюдали пост.

Детям было трудно понять многие вещи, так как религиозное просвещение было минимальным, а ограничения воспринимались просто как родительский запрет.

Вспоминается, что деревенские куры в зимнее время не неслись, а создавать искусственные условия для них не было возможности.

Поэтому у разных хозяек были свои сокровенные способы длительного хранения яиц: основным из них было хранение яиц в погребе в ящике с золой.

В каждом доме готовились к празднику: заготавливали масло, творог, что-то пекли, готовили всякие «вкусности».

Проказники  ребятишки тайком от родителей старались добираться до этих праздничных яств.

В качестве предосторожности они  поворачивали  иконы лицом к стене и только отведав запретных во время поста кушаний, вновь поворачивали иконы  ликом «к людям».

В ночь перед Светлым Воскресением  испеченные куличи и пасхи несли на освящение.

Как уже было сказано, церкви в деревне не было. Отдельного молельного дома тоже.

Таинство происходило в большой деревенской избе, хозяйка которого  исполняла роль «матушки».

Участники  Всенощного Бдения  приносили свои куличи на белых расшитых полотенцах и размещали их на огромной русской печке. Уже по завершению Всенощной их ставили на стол для обряда освящения.

Сами куличи и пространство вокруг них посыпалось «конфетами» — маленькими горошинками из белков с сахаром.

Для ребятишек, набивавшихся в молельную избу, эти самые конфеты били предметом вожделения. Но взрослые строго  следили за тем, чтобы дети не трогали лакомства до завершения службы.

Слово Божие устами младенца

Рая помнит эти Всенощные Бдения еще и потому, что она не просто  присутствовала на них, но и была их активной участницей.

Дело в том, что к 6-ти годам она научилась читать старославянские тексты. Смысл этих текстов она понимала плохо, голосок у нее был слабенький, к тому же она не выговаривала букву «р».

Но ночь длинна, старушки, поочередно читавшие Евангелие и другие молитвы, уставали и маленькая девочка в белой косыночке, запинаясь и картавя, читала непонятные  ей самой древнеславянские тексты.

Всенощное Бдение заканчивалось, детям, наконец-то разрешалось лакомиться конфетами и наступал праздник – Светлое Христово Воскресение!

Вот такие простенькие детские воспоминания моей жены, незатейливые страницы нашей живой истории.

С праздником друзья!

Пусть Воскресший Христос поддержит и обновит силы ваши, чтобы вы могли радоваться жизни и достигать поставленных целей!

Христос Воскресе!

Увлекательного и полезного вам общения в блогосфере!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

 P.S.  А какие истории    хранятся в Вашей семье?

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

14 комментариев к “Как встречали Пасху в советские времена”

  1. Наталья Барткова:

    Именно такие воспоминания и дороги.. Плохо это или хорошо, что они — наша история..

    Я тоже принимала участие в эстафете Галины Гармай.. Можете почитать, что «наскреблось» в моей памяти, ребенка 60-х..

    • Спасибо, Наталья за комментарий!
      Вашу статью прочел.
      Неожиданные ассоциации: Пасха и Юрий Гагарин.
      Но мы с Вами стараемся быть искренними в своих статьях на блогах.
      На мой взгляд, это оправдывает порой неожиданный ход наших мыслей.
      В любом случае, воспоминания моей жены и Ваши воспоминания о бабушке — это то, что мы должны помнить и чем мы должны дорожить.

      • Наталья Барткова:

        А разве мы не должны дорожить памятью первого полета в космос нашего соотечественника Юрия Гагарина?

        • Конечно же, Наталья, мы должны дорожить памятью всех достижений нашего народа, наших людей!
          И Ваша статья — пример того, что не только религиозные праздники могут чувства добрые в душах пробуждать.
          Спасибо Вам!

  2. Владимир Комаров:

    Мне очень понравилось. В последние годы я всё чаще обращаюсь мыслями к прошлым временам. Вспоминаю истории, которые врезались в память. Понимаю, что из таких историй складывается жизнь. Они как верстовые столбы на дороге жизни.

  3. Приветствую, Владимир Федорович!
    На твоем жизненном пути встретилось столько интересных, незаурядных людей, столько памятных событий!
    Грех (не к Пасхе будь сказано!)не поделиться этим с людьми.
    Никогда не знаешь наперед, что окажется интересным и важным для людей.
    Давай будем это как-то фиксировать.
    Можно в форме аудио записей на диктофон.
    Готов взять на себя транскрибацию и публикацию.

  4. Мое детство прошло в семье у верующей бабушки, которая строго соблюдала все традиции.
    Но ко всему прочему это были старообрядцы.
    И поэтому к строгости соблюдения обряда добавлялась строгость неприятия празднования Пасхи официальной Православной Церковью.
    Родители строго пресекали какие-либо попытки бабушки сделать меня верующим человеком, но ритуалы — Пасха, крашенные яйца это легко принималось. Хотя бабушка соблюдала и Пост и моления, но я это наблюдал со стороны.
    По прошествии десятилетий понял, что некие нравственные основы в моей душе созвучны старообрядческим традициям.
    С тех пор осталось в душе и скепсис по поводу официальной Русской Православной Церкви. Особенно РПЦ раздражает меня своей нетерпимостью, алчностью и стремлением обожествлять власть.
    Старообрядцы тоже вызывают некоторую настороженность своей ортодоксальностью. Как ни странно, но довольно свободно чувствую себя в католических храмах, приятно общение с протестантами.
    В РПЦ тоже есть островки и отдельные люди перед которыми хочется склонить голову. Здесь жизнь меня забросила в такие святые места — Оптина Пустынь, Иерусалим.
    В Барнауле иногда захожу в храм РПЦ за Барнаулкой. Не могу входить в Покровский Собор, т.к. там страшно отрицательная энергетика.
    Из религиозных деятелей считаю, что встречал в жизнь всего двух истинно верующих духовно — это молодой монах в Загорске и один священник протестант.

    • У всех у нас — выросших в атеистической стране, сложные отношения с религией.
      Нам, видимо, не дано уже осознать единство Бога и церкви. От того и обряды воспринимаем не душой, а головой и видим много не стыковок.
      Я, к примеру, не могу понять, что мешает перейти на григорианский календарь и избавить 100 000 000 православных людей нарушать пост в новогоднюю ночь.
      Вообще РПЦ одна из самых консервативных церквей и отсутствие ее адаптации к реалиям современной жизни мешает, на мой взгляд, росту влияния на процессы духовные.
      В свою очередь, это заменяется чисто внешними вещами, такими как сращивание церкви с государством, строительством новых храмов.
      А вот реального строительства храмах в душах людей не замечается.
      Впрочем, в нашей стране провести реформу и не извратить при этом её цели задачи трудно.
      Может быть этим можно объяснить консерватизм РПЦ?
      Время не пришло?
      А когда время придет — будет ли для кого реформировать?
      Одни вопросы…
      Спасибо, Константин, за интересный комментарий!

      • Вообще я не веду обычно разговоров ни о религии, ни о вере.
        Бабушка (к слову о традциях) приучила, что это неприлично.
        Хотя она как раз очень верующая, но когда к ней приходят баптисты или свидетели иеговы, она никого и ничего не ругает, говорит, что каждый верует как может.
        А РПЦ такой терпимости к другим не хватает.
        Она давно уже превратилась исключительно в некое внешнее подобие…

  5. Галина Гармай:

    Александр, спасибо огромное, что поддержали меня, Ну и конечно, спасибо за воспоминания Вашей супруги. Это всегда интересно и трогательно. Плюс ко всему, мы — свидетели истории. Комментаторы Вашего блога откликнулись, и у каждого прошла волна памяти…)))

  6. Евгений:

    Доброго времени суток.
    Тяжело было в те давние времена отмечать христианские праздники. У меня особо ярких воспоминаний нет, так как я в то время был совсем маленький. Послушаешь людей, какие гонения были. Зато теперь, те люди, которые были ярые коммунисты, не верили ни в черта ни в бога, не вылазят из церквей. Стали такими набожными, аж противно.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.