Новости

История успеха: Джейн Макгонигал — победитель стрессов

Читая истории успеха,  мы ищем в них что-то важное для себя, что-то такое, что поможет нам в решении наших насущных проблем.

Одной из таких проблем, решение котолрых мы ищем в подобных историях, является  умение справляться с хандрой,  с депрессией, умение бороться с негативными настроениями.

Кому из нас незнакома ситуация, когда для преодоления сложившихся обстоятельств мы как заклинание твердим: «Я должен взять себя в руки. Я справлюсь! У меня все хорошо! Я контролирую ситуацию!»

Принято считать, что люди, способные себя настроить таким образом, «умеющие властвовать собой»,  обладают железным характером и несгибаемой волей.

А как Вам понравится тезис, утверждающий, что это по силам каждому, и что справляться с такими ситуациями может любой человек, причем делать это легко, непринужденно и даже весело?

Предистория истории успеха

Начнем с одной жизненной истории из недалекого прошлого.

Молодая американка Джейн Макгонигал (Jane McGonigal)  несколько лет назад пережила сложное сотрясение мозга. Врачи уложили ее на 3 месяца в постель, запретив ей читать, писать, работать, бегать, просматривать почту, употреблять алкоголь и никотин.

Несколько недель спустя она поймала себя на мысли, что в голове постоянно вертятся мысли о смерти, о том, что боль никогда не прекратится, что нет смысла жить…

Позже, покопавшись в медицинских источниках Джейн узнала, что суицидальным настроениям подвержены не менее 30% людей, переживших черепно-мозговые травмы.

Сама Джейн сформулировала вопрос так: «Либо я  собираюсь покончить с собой, либо я должна  превратить это все в игру».

Почему в игру?

Все дело в том, что Джейн Макгонигал по профессии «геймификатор», дизайнер по разработке многопользовательских онлайн-игр.  Сегодня ее называют единственной женщиной, которая достигла профессиональных высот не только как дизайнер компьютерных игр, он и как футурист и киберпсихолог.

Она начала осуществлять  задуманное и, почувствовав некоторые положительные сдвиги, попросила подключится к этим занятиям сестру, а затем мужа.

Некоторое время спустя Джейн опубликовала на своем блоге статью о том, как ей удалось справиться со своими негативными настроениями. И на нее хлынул поток запросов, просьб о помощи и поддержке.

Доработав свои находки она создала видео игру под названием «Джейн: истребительница сотрясений мозга».

За последние несколько лет игра получила широкое распространение и ею с большим успехом пользуются  люди, страдающие хроническими болями, болезнью Крона, больные раком и другими болезнями, те, для кого важнейшей составляющей жизни является борьба с депрессией.

Созданная Джейн Макгонигал игра развивается, совершенствуется и носит теперь название «SuperBetter». Затрудняюсь подобрать правильный перевод этого названия на русский язык. Встречаются разные переводы: «СуперЛучше», «СверхЛучше». А может быть подойдет известное советское «Более лучше»?

Что в основе истории успеха?

Создательница игры является  ярым проповедником компьютерных игр. Она приводит результаты научных исследований о пользе игр для человеческой психики, рассказывает о том, как социальные сети позволяют миллионам людей избавиться от одиночества.

Ни много,  ни мало Джейн Макгонигал утверждает, что «компьютерные игры движутся к Нобелевской премии».

Я, как и многие люди моего поколения, отношусь к компьютерным играм с известной долей скептицизма.

Другое дело — теория игр как таковая. В прежние годы мне приходилось много раз участвовать в деловых играх, использовать игровые приемы в работе со студентами. И почти всегда это давало ожидаемый эффект.

Трудно не согласиться с Джейн Макгонигал, когда она говорит, что целью игры  в гольф не является загнать мячик в лунку. Любой неподготовленный человек может взять в руки мячик и засунуть его в эту самую лунку.

Целью игры в гольф является получение положительных эмоций в процессе продвижения мяча к заветной лунке по определенным правилам!

В этом суть предложенного Джейн метода борьбы со стрессами, депрессией, негативом.

Как в компьютерной игре — предлагается принять вызов темных сил, (которые, разумеется, как «у них» принято называются «плохими парнями») и на каждый удар, провокацию, «мелкую пакость», — обязательно отвечать тремя позитивными действиями.

Никакой особо  сложной арифметики: на  один отрицательный вызов — три положительных ответа. Кто кого! Появляется азарт, соревновательность, желание победить!

Правила ролевой игры элементарны: придумать секретный образ, найти союзников,  побороть «плохих парней», активировать бонусы.

Оговорюсь: немного арифметики все-таки потребуется. Не каждый день и час на нас обрушиваются удары «плохих парней». Поэтому следует заготавливать положительные ответы-бонусы впрок — совершить медленную прогулку, приласкать кошку или собаку, пообщаться с близкими людьми и т.д.

Отталкиваясь от историй неуспеха

Как создатель компьютерных игр Джейн Макгонигал часто слышит от своих оппонентов слова о том, что увлеченные ее разработками люди в свой последний час на бренной земле будут горько сожалеть о впустую потраченном времени.

Это побудило ее выяснить, о чем реально сожалеют люди, отправляясь в мир иной. Оказалось, что существуют на этот счет научные исследования.

В течение ряда лет социальные работники и исследователи опрашивали пациентов хосписов (медицинские учреждения для безнадежных больных) о их предсмертных сожалениях.

Вот список 5 наиболее часто  называемых сожалений в последние дни и часы жизни людей:

1. Жаль, что мне пришлось работать так много;
2. Жаль, что я потерял связь с   друзьями;
3. Жаль, что я не позволял себе быть счастливее;
4. Жаль, что я не набрался смелости раскрыть  свое истинное «я»;
5. Я хотел бы прожить жизнь будучи верным  своим мечтам, а не тому, чего  ожидали от меня другие…

Джейн Макгонигал считает, что возможности, предоставляемые ее игрой, в той или иной мере предотвращают появление перечисленных выше сожалений, побуждая людей больше времени проводить в семье, общаться с друзьями, задумываться о счастье, искать формы самовыражения, саморазвития.

Как написать свою историю успеха борьбы со стрессами

Для того, чтобы от слов перейти к делу, Джейн предлагает для постоянного использования 4 задания (квеста). медицинские исследования показали, что существуют 4 вида сопротивляемости, жизнестойкости организма, которые  влияют на так называемый посттравматический рост. И врачами разработаны  упражнения, которые развивают эти 4 вида жизнестойкости.

Каждое упражнение оценивается в +1 бонусный балл.

Упражнение  первое для физической устойчивости: сожмите руки в кулаки и поднимите их над головой на пять секунд.

Упражнение  второе для психической устойчивости: щелкните пальцами пятьдесят раз.

Упражнение  третье для эмоциональной устойчивости: если вы находитесь внутри  в помещения, то подойдите к окну и посмотрите, что там;  если вы на улице, то загляните в окно, в витрину магазина, в замочную скважину, наконец!

В качестве альтернативы физическим действиям Джейн предлагает также в этом упражнении использовать положительные мысленные образы: о ребенке, о котенке, о чем-то другом — приятном. А можно поискать хорошую картинку в Интернет.

Мне лично напрашивается термин «инверсия» — нужно каким-то образом на минуту «вывернуть наизнанку» свое текущее восприятие окружающего мира.

Упражнение  четвертое для социальной устойчивости: нужно пожать кому-нибудь руку в течение нескольких секунд, или отправить СМС с приветствием и благодарностью, сделать телефонный звонок.

Рекомендую посмотреть видеозапись выступления Джейн Макгонигал на конференци известного некоммерческого фонда TED ( TechnologyEntertainment Design; Технологии, развлечения, дизайн).

Регулярно выполняя эти 4 упражнения каждый день  вы повышаете свою устойчивость к негативным воздействиям, создаете базу для  личностного роста.

А еще Вы продлеваете свою жизнь на 10 лет.

А еще вы напишете свою собственную историю успеха в борьбе со стрессами!

Желаю Вам продуктивного долголетия!

Увлекательного и полезного Вам общения в сети!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

P.S. Задумывались ли Вы, уважаемый читатель, о том как избежать сожалений об упущенных в жизни возможностях?

Нравится ли Вам игровой подход к борьбе со стрессами?

Поделитесь своими соображениями!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

14 Комментариев к “История успеха: Джейн Макгонигал — победитель стрессов”

  1. Владимир Комаров:

    Прекрасная статья. Полезные советы.

    Депрессия — часто случается в последнее время у многих людей. Это, в целом, — душевный недуг.

    Поэтому лечить можно путём посещения церкви. Именно там душа успокаивается.

    Но можно лечить и описанной в статье технологией. Ибо игровая деятельность является моделью реальной деятельности (я это знаю, много лет занимался этим профессионально, защитил по этой теме докторскую диссертацию).

    Модель же можно изменять по воле автора. Можно проводить с этой моделью безопасные эксперименты (это же «понарошку», никому не навредишь). Тем самым успокаивая состояние души или переосмысливая опыт.

    Короче, полезная статья. Молодец Александр Логинов!

    • Мне приятно читать такой отзыв от профессионала. Спасибо, Владимир Федорович!

      На мой взгляд, тебе тоже можно посмотреть на освоенную ранее нишу с современных позиций.

      Жизнь ставит новые проблемы, интернет предлагает новые возможности. Предлагаемые игротехники нередко исполнены дилетантами.

      Рынок ждет предложений от профессионалов!

  2. Конечно джейн молодец. Но по моему все эти суицидальные настроения происходят от безделья. Были бы у нее дети, или злой начальник. Некогда бы ей было париться из-за своих болячек.

    • Вы, конечно, правы.

      Но ведь в данном случае безделие было вынужденным: запрет врачей — ни читать, ни писать, ни работать…

      Но этим и интересен её опыт!

    • Не согласна, Роман, что депрессия возникает только при отсутствии занятий в жизни. Мы говорим о болезни, самой настоящей, от которой не застрахован даже самый занятый и жизнерадостный человек.

      Просто в случае болезни женщина будет делать все на автомате — готовить обеды, собирать детей в школу, убирать в квартире…

      Я, в общем-то, противник компьютерных игр, потому что они затягивают, вызывают привыкание… Но если нет другого выхода. то уж лучше игры, чем антидепрессанты.

      • Может быть мы пока мало знаем о возможностях компьютерных игр?
        Меня эта тема никогда не интересовала, но пример Джейн Макгонигал говорит о том, что у этого направления есть неплохое будущее.

  3. Psiholog:

    Каждый человек хочет быть счастливым, даже если он в этом никак не признаётся никому,
    в том числе даже себе.

    Желание счастья, радости, жизненности, существует в каждом.

    А про приветствие и доброжелательность — на самом деле помогает.

    • В сущности, в ее принципах нет ничего нового.
      Многие из нас так или иначе используют подобные методы для выхода из жизненных ситуаций.

      Меня привлекла именно идея превращения этой работы в игру, в состязание с «плохими парнями».

      Иногда маленькая деталь в корне меняет существо дела.

  4. Здравствуйте, Александр!
    Интересный материал, постараюсь практиковать все 4-ре упражнения. Хотя, надо признать, подсознательно кое-что делаю :)
    Насчет мнения, что все суицидальные настроения происходят от безделья — крайне не согласен. Все гораздо глубже и не ограничивается забиванием головы какими-либо действиями как способ ухода от подобных мыслей.
    Мое мнение — это следствия внутренних конфликтов и противоречий. А причинами могут быть как раз личная нереализованность, недостаток смелости в раскрытии собственного я и подобные.
    Естественно, любовные переживания и всяческую подобную хрень из юношеского периода не отношу к причинам, побуждающим к суициду. В этом случае будет виновата малая внутренняя устойчивость самой личности, неспособность противостоять первому и значимому конфликту своего хочу и внешнего мира и находить адекватные целевые решения.
    Я примеру, чтобы стараться максимально полно реализовывать свои способности, принял решение уйти в инфобизнес из работы в сфере верстки и дизайна в полиграфии.
    Таким образом я снимаю внутренний конфликт, который уже назревал и выливался в некоторые психические выбросы.
    Что-то я разошелся, заканчиваю :)
    Еще раз благодарю Вас, Александр за интересный блог и этот материал, в частности.

    • Рад, Евгений, что тема вас заинтересовала.
      Очень важно, на мой взгляд, не плыть по течению, а отдавать себе отчет в своих ощущениях и бороться с негативом.
      Это одна из фишек Джейн — называть раздражающие и угнетающие мотивы «плохими парнями» и давать им бой!
      Порой простая маркировка явления дает возможность выхода из неприятной ситуации.

      • Мне кажется, что именно «способность не плыть по течению» и может вызывать сильные начальные затруднения. Те, кому это доступно, способны произвести оценку ситуации и расставить эти маркеры.
        Кстати, не все раздражающие и угнетающие мотивы могут иметь отрицательные результаты, некоторые могут быть направлены как раз на изменение привычной ситуации во благо, так сказать.

  5. Галина:

    Александр, спасибо за интересный материал.
    История из жизни Джейн Макгонигал впечатляет, и подтверждает истину: помоги себе сам. Она нашла способ, близкий и интересный для себя.
    Более того, на интуитивном уровне мы, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, выходим из помещения, чтобы «укрепиться эмоционально», мы играем в игры , в прямом смысле этого слова, чтобы расслабиться и отвлечься.
    Спасибо за интересные упражнения, особенно 50 щелчков! Казалось бы…
    Что касается «темных» мыслей в голове, конечно, это не от безделия. Это состояние человека. Ни одного бездельника-попрошайку жизнь не подтолкнула к подобному шагу.
    Только все внутреннее и душевное — противоречия, конфликты, одиночество.
    И Джейн Макгонигал нашла отличный выход!
    Спасибо, Александр, за интересные факты.

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.