Новости

Уроки личностного роста от академика А.Г.Аганбегяна

Личностный рост — одна из самых популярных тем в Рунете.

Чаще всего принято говориьть и писать о том, что нужно делать в плане личностного роста, чтобы самому стать лидером.

Реже разговор ведется о том, как лидер должен способствовать личностному росту своей команды, какие психологические приемы можно использовать для стимулирования тех, кто идет за лидером.

 

Наставник миллионеров

Сегодня я начинаю небольшую серию статей-уроков менеджмента, уроков личностного роста,  уроков психологического взаимодействия с командой от одного из самых уважаемых наставников современной России академика Абела Гезевича Аганбегяна.

Сотни успешных людей в нашей стране и в других странах  считают его своим наставником.

Среди них  федеральные министры и депутаты, известные ученые и предприниматели, руководители крупнейших российских  банков и крупных  международных корпоративных структур.

Мне посчастливилось много лет быть знакомым с А.Г.Аганбегяном и учиться у него мудрости жизни. И хотелось рассказать своим читателям об этом замечательном человеке.

Но я не считаю себя близким соратником Абела Гезевича, хотя в том или ином качестве участвовал в ряде  его больших проектов. И это меня останавливало.

Но выход можно найти из любой ситуации.

Сегодня я предоставляю слово одному из близких соратников академика А.Г. Аганбегяна, моему близкому другу профессору Владимиру Федоровичу Комарову.

Несколько лет назад В.Ф.Комаров написал большую статью «Уроки президента Международного клуба директоров».

По моей просьбе Владимир Федорович переработал эту большую журнальную статью в серию компактных постов для моего блога: «Уроки личностного роста от академика Аганбегяна».

 

Гость номера Владимир Комаров — Доктор экономических наук, профессор, руководитель консалтинговой фирмы

— Мне посчастливилось почти два десятка лет работать рядом с академиком А.Г. Аганбегяном.

Наблюдать за его оригинальными методами управления коллективом Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии Наук СССР.

Мои наблюдения могут быть полезны предпринимателям, руководителям предприятий, бизнесменам — всем тем, кто работает со своими командами. 

Именно поэтому я решил поделиться ими с читателями блога Александра Логинова.

Все существующие методы управления могут быть объединены в три группы, которые условно можно обозначить именами «кнут», «пряник», «слово».

Иногда их называют «принуждение», «побуждение», «убеждение». В англоязычной литературе по управлению для обозначения этих методов применяют термины «иерархия», «рынок», «культура».

Большинство отечественных руководителей (по понятным историческим причинам) делают ставку на методы прямого (директивного) управления — принуждения.

Они стремятся  к созданию на предприятии строгого административного порядка.

Такая система управления строится на четком разграничении прав и ответственности, на введении действенных регламентов деятельности.

На тотальном  осуществлении планирования, учета, контроля на основе инструкций, положений, системы регулярных совещаний, «оперативок» и т.п..

А.Г.Аганбегян наряду с регламентами широко практиковал в нашем институте методы побудительного (косвенного) управления, используя для этого ряд тонких психологических приемов.

Эти приемы я сформулировал бы в виде следующих правил (сам академик их так никогда не называл):

1)                   правило узкой двери,

2)                   правило делегирования авторства,

3)                   правило внедрения через общение,

4)                   правило высокого стиля,

5)                   правило использования обстоятельств,

6)                   правило работы как образа жизни.

Все эти правила направлены на повышение мотивированности работников к эффективной работе, к личностному росту через психологические стимулы.

Ключевая идея заключается в создании таких условий (среды существования), когда работник сам захотел бы выполнить ту или иную работу.

Можно сказать, что все эти методы управления базируются на управлении условиями (средой), а также на воздействии на психологию личностного роста работника.

Урок № 1. Правило узкой двери

Самые значительные, самые крупные проекты в нашем институте начинались со слухов.

Появлялась «утечка информации» о том, что директор затевает что-то масштабное, какое-то новое интересное дело.

Такими проектами были многонедельные  экономические экспедиции в отдаленные районы Сибири,  комплексное  управленческое консультирование крупных промышленных предприятий, создание нового  журнал и т.п.

Главная интрига этих слухов звучала так: «Директор набирает для нового проекта команду!».

Говорилось, что в команду берут далеко  не всех. Счастливый шанс попасть в нее  представится только  выдающимся личностям.

Напомню, что речь идет об авторитетном научном учреждении Академии наук, в котором по определению каждый считает себя личностью незаурядной!

Но кто же не захочет получить подтверждение, признание своей незаурядности? Да еще и от самого Аганбегяна!

Наиболее уверенные в себе сотрудники начинали «спецоперации по прохождению в узкую дверь» — в проектную команду  экспертов.

Попавшие в команду специалисты работали  как трудоголики, не за страх, а за совесть.

Такой подбор команды изначально обеспечивал конечный успех проекта.

Анализируя целый ряд таких начинаний, я пришел к выводу, что А.Г.Аганбегян практически не отказывал никому из желающих участвовать в новом проекте.

Эта самая «Узкая дверь» не существовала в реальности.

Она была лишь в воображении людей. Но это не мешало ей быть мощным стимулом к самоотверженной работе.

Это не мешало ей  быть психологическим ключом к личностному росту, к самосовершенствованию, к достижению целей!

Продолжение следует…

ХХХ

Увлекательного и полезного вам общения в блогосфере!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

 P.S.   А вам, уважаемый читатель, доводилось раньше слышать или применять «правило узкой двери»?

Какие другие психологические приемы  личностного роста вы используете в своей практике?

Если Вам понравилась  эта статья,  поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 комментария к “Уроки личностного роста от академика А.Г.Аганбегяна”

  1. Евгений:

    Доброго времени суток.
    Способ действительно действенный. Если человеку есть к чему стремиться, он горы свернет, что бы достичь своей цели.
    С уважением, Евгений.

  2. Кажется Дейл Карнеги сказал, что мы не можем заставить какого-нибудь человека сделать то, что нам нужно.
    Единственное, что нам дано, то это заставить человека захотеть сделать то, что мы от него хотим.
    Спасибо за комментарий, Евгений!

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.