Новости

10 000 часов — и ты «гений»!

гении и аутсайдеры

«Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?» 

В рубрике «Информационное чтиво» поговорим сегодня об одноименной   книге Малколма Гладуэлла .

Чем измерить гениальность?

Сразу хочу заметить, что слово «гений» в названии статьи не случайно взято в кавычки.

В контексте этого разговора  под «гениями» мы будем подразумевать просто успешных людей. Поскольку слово  «Гений» (от лат. genius — дух) подразумевает   «необычайно высокие интеллектуальные способности, высшую творческую способность в научной или художественной деятельности».

Необычайно высокие способности даются природой немногим, а ведь к успеху стремятся миллионы, и никто не хочет быть аутсайдером!

А начать разговор о гениях и аутсайдерах хочу с известного выражения Альберта Эйнштейна: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники».

Воленс-ноленс приходится признать: для того, чтобы достигнуть успеха в любом деле, нужно приложить много усилий и затратить много времени.

Возникает вопрос: «МНОГО» – это сколько?

Как измерить, как оценить силы и время, потраченные на достижение цели?

Книга Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?» привлекла меня именно ответом на этот сакраментальный вопрос.

Ключевой вывод Малколма Гладуэлла  заключается в том, что гениальность проявляется только при условии выполнения определенного (очень немалого!) объема работ по совершенствованию в избранном деле.

Вспоминается известное шутливое выражение, что гениальность  это 10% природного таланта и 90% задницы — в смысле усидчивости.

О вычисленном автором лимите времени чуть позже, а пока несколько слов о самом исследовании.

Как Малколм Гладуэлл изучал гениев

Исследование началось случайно, когда автор во время хоккейного матча просматривал программку и заметил, что большинство игроков  родились в определенные месяцы. Заинтригованный, он поднял статистику по всем командам Национальной хоккейной лиги (NHL) и нашел там такие же результаты.

На примере биографий многих десятков игроков НХЛ он доказывает, что среди них большинство родились в течение  первых  4  месяцев календарного года.

Казалось бы: ну и что из этого следует?

Оказывается, что в Канаде набор в детские хоккейные школы осуществляется  во втором полугодии и поэтому дети, родившиеся в конце года, не попадают в очередной отбор.

А дальше – проще.

Попавшие в хоккейные школы дети имеют по сравнению со своими, возможно не менее талантливыми сверстниками, больше возможностей для тренировок,  для практики,  для повышения своего  мастерства.

Главная  мысль Малколма Гладуэлла, которая многократно повторяется в книге, звучит примерно так.

Удача гениев заключается в том, что судьба подарила им возможность больше времени потратить на достижение профессионального мастерства, в сравнении с  их потенциальными соперниками!

Гении и аутсайдеры не только в хоккее

Изучив биографии многих успешных людей во многих областях человеческой деятельности автор нашел подтверждение этого вывода.

Интересен пример легендарной рок-группы «Beatles».

В начале своего пути  “Битлз” совершенно  случайно получили приглашение от владельца ночного клуба из Гамбурга.

Плата была невелика. Условия для выступлений были  далеки от идеала.  Публика – случайная и не очень взыскательная. Все дело было в количестве времени, которое группа должна была находиться на сцене – по 6-8 часов.

Музыканты ездили в Гамбург около 2 лет. В результате к моменту своего первого большого успеха «Битлз» уже  имели в своем багаже 1 200 живых концертов!

В книге приведены многочисленные примеры  выдающихся успехов  людей из самых разных областей деятельности , среди которых Стив Джобс, Вольфганг Амадей Моцарт, физик Роберт Оппенгеймер,  Билл Гейтс и другие.

Все успешные люди, «гении», потратили много времени, совершенствуя свое профессиональное мастерство.

Повторим уже прозвучавший в начале вопрос: «МНОГО» — это сколько?

«Волшебное число гениальности» — 10 000 часов

Самый интересный, и основополагающий для своей теории, вывод Малколм Гладуэлл сделал на основании публикаций психолога Андерса Эриксона, который в начале 1990-х годов провел обследование студентов-скрипачей Академии музыки в Берлине.

Все студенты были разделены, на основании оценок их преподавателей,  по их музыкальным способностям на 3 категории.  Условно эти группы можно назвать так: «будущие мировые звезды», «будущие профессиональные музыканты», «будущие учителя музыки».

Опрос студентов показал, что все они начинали учиться игре на скрипке примерно в 5 лет, но лучшие из них к 20 годам набирали 10 000 часов занятий,  средние 8 000 часов, а будущие учителя музыки – 4 000 часов.

Эти интересные данные стали поводом для многочисленных исследований среди людей других специальностей.

В результате работ исследователей разных стран, ученые пришли к выводу о «волшебном числе», ведущем к мастерству: 10 000 часов.

«О  какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью».

Труд, один только труд, и ничего кроме труда?

Что же это получается: «отбарабанил» 10 000 часов и ты в дамках?

Оказывается все не так просто.

По Малколму Гладуэллу, есть 3 составляющих успеха гениев:

а) они оказались в нужное время в нужном месте;

б) их социо-культурное наследие, формировавшееся в течение многих поколений, давало предрасположение  к  избранной профессии;

в) они выполнили минимально необходимый объем работ для достижения своих целей.

К примеру, Билл Гейтс имел возможности на заре интернет-революции ночи напролет сидеть за компьютером, изучая программирование.

Самым богатым человеком планеты он стал благодаря воле случая и школьному материнскому комитету, который в складчину приобрел для своих детей  дорогой и редкий по тем временам компьютерный терминал.

Плюс 10 000 часов увлеченной работы!

Примерно такие же уникальные возможности для занятий любимым делом были и у Стива Джобса в период его отрочества в Силиконовой долине.

Вспоминается история гениального скрипача Никколо Паганини, которого суровый отец в детстве запирал в комнате и не выпускал до тех пор, пока не будет выучена заданная музыкальная композиция.

В качестве резюме для данного параграфа хочу привести любимую мною максиму Франсуа де Ларошфуко:

«Какими бы достоинствами Судьба не наделила человека, для того, чтобы сделать из него Героя, она должна призвать на помощь Его Величество Случай».

Как набрать «Волшебное число гениальности»?

Какие выводы можно сделать из прочтения книги Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?»

Мы видим, что для достижения успеха недостаточно одного только непосильного труда.  Значит ли это, что все наши усилия напрасны?

Нет, нет, и еще раз нет!

Оставим пока в стороне условие М.Гладуэлла о «социо-культурном наследии, формировавшемся в течение многих поколений». Примем для простоты, что это подразумевает хоть какую-то нашу предрасположенность к избранному виду деятельности.

Но ведь оказаться  в нужное время в нужном месте теоретически доступно каждому.

Нужно просто верить в себя и искать свои ниши, свои пути, свою судьбу, наконец!

Как говорится в священном писании: «Ищите и обрящете, толците и отверзется вам, простите и воздастся».

А вот «волшебное число гениальности» — это уж, прошу прощения, только личная задача каждого из нас. И выполнить это условие можно по разному.

Я к этому вопросу подхожу через систему Александра Любищева, о которой уже не раз  рассказал раньше.

Надеюсь, что разговор об этой интересной книге окажется для вас полезным.

Увлекательного и полезного всем общения в блогосфере Рунета!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

alexloginov

Александр Логинов

P.S.  А   что Вы, уважаемый читатель, думаете по поводу «Волшебного числа гениальности»?

Поделитесь своим ими в комментариях!

Если Вам понравился этот пост,  поделитесь им со своими друзьями: кликните, пожалуйста,  по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 Комментариев к “10 000 часов — и ты «гений»!”

  1. Александр, получается, что либо развитие идёт по положительной обратной связи: нравится — хочется узнать или освоить ещё больше — тебя больше ценят — и т.д. по нарастающей. Либо — по отрицательной обратной связи, когда все направлено на уменьшение усилий и интереса. Два механизма движения к высокому профессионализму или аутсайдерству. Или это спорная интерпретация?

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.