Новости

Джек Ма: рекордное IPO к своему Юбилею

Jack_Ma_1

Джек Ма — основатель мирового гиганта электронной коммерции,  15 октября 2014 года отметил свое 50-летие.

К этому юбилею Джек Ма приурочил первичное публичное предложение акций (IPO) Alibaba Group на Нью-Йоркской фондовой бирже 18 и 19 сентября 2014 года, ставшее самым крупным IPO в истории.

Сам Джек Ма — Председатель совета директоров Alibaba в результате этого IPO увеличил свой личный капитал почти на $1 млрд. и стал самым богатым гражданином Китая.

Джек Ма — долгая дорога к славе

Трудно поверить, что еще 15 лет назад нынешний миллиардер был всего-навсего скромным китайским правительственным чиновником.  А ведь ему было уже 35 лет.

Видимо, не случайно ему принадлежит высказывание: «Если в 35 лет вы все еще бедны — вы это заслужили».

Несколько слов о его пути к успеху.

Ма Юнь (по таким именем Джек Ма известен в Китае) родился в семье музыкантов в 1964 году.

Этот был разгар «культурной революции» и пингтан — традиционное искусство исполнения баллад, попало под запрет. Семье жилось трудно, поэтому Джек Ма в полной мере тот, кого в Америке принято называть «self-made» — человек, сделавший себя сам.

В школе он не проявил особых способностей к техническим наукам. Кстати сказать, уже будучи руководителем огромной интернет-империи он все еще пользуется помощью своих сотрудников при необходимости освоить какой-нибудь гаджет на своем смартфоне.

Легко ему давался английский язык и он занимался им с увлечением.

Провинциальный город Ханчжоу — чайная столица Китая, расположенный в 180 километров от Шанхая, привлекает туристов многими достопримечательностями.

С раннего возраста Джек Ма начал водить экскурсии для иностранных туристов, главным образом для того, чтобы практиковаться в английском языке.

После двух неудачных попыток поступить в колледж, он таки поступил в местный педагогический институт, который по его словам был худшим учебным заведением города, а по окончании учебы остался в нем преподавать английский язык за  $12-15 в месяц.

В 28 лет Джек Ма начал искать себя в сфере бизнеса. Несколько лет работал сети ресторанов быстрого питания, затем пытался  безуспешно «раскрутиться» создав первый в Китае сайт-справочник  China Pages.

В 1998 году в возрасте 34 лет Ма уехал в Пекин  и устроился на работу в министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли.

И здесь, наконец-то, судьба предоставила ему ШАНС!

Джек Ма и Джерри Янг — знакомство, изменившее историю

Джек Ма и Джерри Янг

Джек Ма и Джерри Янг

В роли  правительственного чиновника Джек Ма получил задание сопровождать американского бизнесмена  к Великой китайской стене.  Этим бизнесменом оказался  Джерри Янг — один из основателей Yahoo! Это знакомство переросло в дружбу.

Через некоторое время Джек Ма  получил организационную и финансовую поддержку от одной из крупнейших в мире интернет-компаний, а Джерри Янг сделал лучшую инвестицию в истории Кремниевой долины, став акционером Alibaba.

Поворотным пунктом в жизни Ма стала поездка в 1999 году в Кремниевую долину из которой он вернулся без ожидаемых инвестиций, но  с твердым убеждением, что будущее принадлежит Интернету.

Джек Ма и «17 разбойников»

Вернувшись домой, Джек Ма собрал в своем родном городе Ханчжоу 17 друзей и два часа рассказывал им о своем новом проекте.

Проект еще не был хорошо продуман, бизнес-плана не было, но от своих родителей — исполнителей народных баллад, он унаследовал дар ораторского искусства.

В результате 17 друзей решили его поддержать и в в общей сумме сложились на $60 000.

Название новая фирма получила от известной сказки «Али-Баба и 40 разбойников». Миссия компании звучала как слова из этой сказки: «Сезам откройся» — символизируя открытие дверей Китая  внешнему миру.

Не копируя западные информационные и торговые интернет-порталы, компания Alibaba поставила целью помочь малым и средним предприятиям Китая найти покупателей.

Динамика роста бизнеса Alibaba Group впечатляет.

  • 1999 год — $60 000 первоначальный капитал;
  • 2000 год — $25 млн. внешних инвестиций, в том числе от Softbank — $20 млн.;
  • 2005 год —  $1 млрд. инвестиций от Yahoo;
  • 2011 год —  $1,6 млрд.  инвестиций от Silver Lake Partners и DST Global;
  • 2014 год —  $25 млрд. от размещения IPO на Нью-Йоркской бирже.

Сегодня Alibaba Group  — это интернет-аукцион Taobao с объемом продаж свыше $170 млрд (больше, чем у Amazon и eBay, вместе взятых),  платежная  система Alipay с годовым оборотом $148 млрд., финансовый бизнес с активами в $90 млрд, собственный облачный сервис,  крупный пакет сайта Weibo (китайский аналог Twitter и Facebook)  с месячной аудиторией 156,5 млн пользователей и т.д.

Число активных покупателей  — 279 млн. человек.

Число продавцов — 8,5 млн. человек.

Число заказов — 14,5 млрд. заказов.

Общая рыночная стоимость Alibaba составляет $231 млрд.

Но путь к успеху безоблачным не был.

Джек Ма и акулы бизнеса

джек ма 2

Самым драматическим этапом развития Alibaba была история трехлетней борьбы за китайский рынок с американским гигантом eBay.

В 2003 году когда компания Джека Ма начала реализацию проекта Taobao, 80% китайского рынка принадлежало eBay, которая  инвестировала $150 млн в своего китайского клона EachNet.

Уже в разгар конкурентной борьбы в 2005 году  eBay инвестировала в свой бизнес в Китае еще $100 млн. Но битву все-таки проиграла.

Почему?

Запуская свой аукцион Taobao, Джек Ма заявил: «eBay — это акула в океане, а Taobao – крокодил в Янцзы. Если мы будем бороться в океане, мы проиграем; если мы будем бороться в реке, то победим».

В чем же заключалась «крокодилья тактика» Alibaba?

Наверное, это стратегию можно назвать демпингом. На три  первых года Ма освободил продавцов  на TaoBao от платежей за  размещение  товаров и от  комиссии за транзакции.

Кроме того, продавцам было предоставлено право  менять обои и всячески разукрашивать свои виртуальные магазины. Для китайского рынка  это оказалось важно: веселый и пестрый TaoBao с национальным колоритом стал быстро догонять американского конкурента.

В 2006 году компания  eBay, сократившая долю рынка с 80% до 7%,  покинула  поле битвы, закрыв свое представительство в Китае.

Джек Ма — новый тип китайского предпринимателя

Создатель Alibaba является оригинальным мыслителем с неординарными организаторскими идеями.

В его бизнесе очень важное место занимает корпоративная культура.

В последнее время он провел радикальную реструктуризацию компании разделив ее на несколько десятков  хозрасчетных бизнес единиц.

Некоторые западные аналитики называют методы его управления  бизнесом в стиле фанк.   Хотя в самой  компании культивируется бойцовский дух, а  сотрудники  называют себя «люди Али» и носят прозвища по именам героев книг о кун-фу.

Многие высказывания Джека Ма представляются мне интересными и заслуживающими размышлений.

Им я намерен посвятить отдельную статью.

Увлекательного и полезного всем общения в блогосфере Рунета!

Удачи во всем!

С наилучшими пожеланиями,

Александр Логинов

 

P.S. Кстати говоря,  число  активных пользователей AliExpress в России на конец июня 2014 года составилj  более 4 млн человек, а площадка  вошла  в топ-10 сайтов в России по посещаемости с показателем в 16 млн. посетителей.  Как вы считаете: при нынешнем «развороте» политики в сторону Пекина, сколько лет потребуется Джеку Ма на то, чтобы стать гегемоном на российском рынке?

Поделитесь своими мыслями в комментариях!

P.P.S. Советую прочитать мои статьи по тематике «Истории успеха»:

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею со своими друзьями — кликните, пожалуйста, по кнопкам социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 комментария к “Джек Ма: рекордное IPO к своему Юбилею”

  1. Александр, считаю, что у Алибабы в России отличный потенциал.
    И дело в первую очередь не в финансовых ресурсах и низких ценах. А в том, что они в Китае успешно отработали подход предоставления огромного ассортимента товаров людям, живущих в деревнях и городках. Где выбор ограничен.
    А в России такой подход явно актуален. Дело за малым, за хорошим интернетом в отдаленных регионах.
    Кстати, поздравляю! Я отметил Ваш блог переходящим призом Liebster Blog Award. В посте на главной странице Буридо подготовлены вопросы. Буду рад, если у Вас будет время на них ответить.

    • Вы совершенно верно выделили главную «фишку» Алибабы, Дмитрий!
      Эта компания является мощным фактором развития малого и среднего бизнеса. Нам этого очень не хватает.
      За приз благодарю! Обязательно отвечу на Ваши вопросы.

  2. Интересная история у этого Джека! Однако для меня такие люди не считаются богачами!

Оставьте комментарий

Comments links could be nofollow free.