Копирайтинг глубокого погружения
Рерайтинг, копирайтинг, журналистика, писательское ремесло – насколько схожи и насколько различаются эти профессии?
Подобные мысли посещают, когда читаешь книгу Михаила Хенкина «Ваш Золотой ключик. Теория и практика журналистики. Уроки мастерства.»
Простое и сложное в копирайтинге
Эта статья — не рецензия. Это мои размышления копирайтера по прочтении книги.
Насколько глубоко следует погружаться в теорию написания текстов копирайтеру?
Большинство опытных авторов советуют копирайтерам-новичкам быть проще: проще излагать, использовать простые выражения, не стремиться «показаться умником».
С этими советами трудно спорить. Но вопрос в другом: почему так трудно писать просто?
Нужно ли копирайтеру понимать побудительные мотивы читателя или достаточно просто запомнить какой-то писательский (журналистский, копирайтерский) прием и применять его на практике?
Михаил Хенкин — опытный журналист, в своей книге дает на это однозначный ответ: нужно копать глубже!
Рассказывая о различных писательских приемах, он разъясняет суть их воздействия на читающую публику. Мне, к примеру, не был раньше знаком такой научный термин «эмпатия» — это когда страдания других мы переносим на себя.
Откуда это в нас? Какую роль это чувство сыграло в истории эволюции? Почему мы привыкли очеловечивать окружающий нас мир — цветы, деревья, камни, воду, ветер (еще один научный термин — антропоморфизм)?
А главное — как все эти знания использовать при написании текстов?
Мне это было интересно читать еще и потому, что я сам пытался в некоторых таких вопросах разобраться. К примеру — в восприятии человеческим мозгом получаемой информации в статье «10 приемов, которые улучшат ваши статьи-истории».
Главное достоинство книги в стиле изложения — простом, понятном, легком. Большая часть книги состоит из разбора писательских приемов на примере книги Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»,
Что это такое — Золотой ключик копирайтинга?
Михаил Хенкин так представляет свою книгу: «книга у меня о том, как устроена интересная история? Что там у нее внутри?»
А внутри у истории сложная структура, которую копирайтеру следует знать и понимать. Для начала можно процесс создания статьи или книги запомнить в образной форме, которую представляет Михаил.
«Грузины рядом с заводской проходной поставили мангал и жарили шашлыки. Я смотрел, как толстый грузин в белом фартуке готовит шашлык. Вот он берет кусок мяса и нанизывает на шампур. Потом – кружок лука, и – кружок помидора. Вспрыскивает из бутыли все это острым соком и – на горячие угли. Потом размахивает газетой, раздувая огонь. Улыбается: «Кушай, дарагой!».
Секрет Золотого ключика, по убеждению автора, в структуре текста. В структуре, которую уже больше 100 лет с успехом использует Голливуд.
Но для того, чтобы использовать этот простой прием в копирайтинге, нужно стремиться узнать о своем ремесле как можно больше, копать как можно старательнее, погружаться как можно глубже.
К такому выводу я пришел читая книгу Михаила Хенкина. Поэтому и назвал статью о своих впечатлениях так — «Коприрайтинг глубокого погружения».
Увлекательного и полезного всем общения в блогосфере Рунета!
Удачи во всем!
С наилучшими пожеланиями
Александр Логинов
P.S. А как Вы думаете, уважаемый читатель: нужно ли в копирайтинге копать глубоко, или все это от лукавого?
Книгу Михаила Хенкина «Ваш Золотой ключик. Теория и практика журналистики. Уроки мастерства.» можно заказать по этой ссылке:
Александр, думаю, что качество Голливуда таково, что массовый зритель не должен почувствовать, что ему в 101-й раз подсовывают один и тот же шаблон, правда заполненный разными историями.
Это эффективно, хотя и задаёт потолок для создания действительно классных фильмов.
А тут, по-моему от жанра статьи сильно зависит — где-то нужна жёстко структурированная аналитика и рекомендации, а где-то — почти по-детски непосредственно рассказанная история. :-)
Согласен с Вами, Дмитрий. что контент — вещь индивидуальная. Иногда удачный текст — это результат вдохновения, иногда — просто пришедшая в голову удачная мысль.
Но схемы все равно нужно нарабатывать — это позволяет удерживать некий средний уровень.
Согласитесь, что автомобиль, выпущенный крупной серией, тоже может быть великолепен!
Конечно соглашусь, Александр!
Все-таки это блог, а не кузница уникальных шедевров. Просто ещё сам обычно не понимаешь, использовал ли ты на самом деле схему или что-то нестандартное вышло,по структуре.:-)